Джон Лильбёрн. «Народное соглашение. Биография. Памфлеты С марксистской точки зрения

Борьба между ними осложнилась появлением демократической группировки левеллеров, или «уравнителей», виднейшим руководителем которой был радикальный мелкобуржуазный демократ и страстный борец за свободу Джон Лильберн.

Младший сын мелкопоместного дворянина, двенадцатилетний Лильберн был отдан на выучку к крупному лондонскому сукно - торговцу, по поручению которого не раз ездил в Голландию, используя эти поездки для распространения в Англии печатавшейся в Голландии пуританской литературы.

В 1638 г. Лильберн был сурово наказан и заключен в тюрьму, где содержался в одиночке, закованный в цепи, и лишь в мае 1641 г. был освобожден по решению Долгого парламента.
Лильберн принимает самое деятельное участие в гражданской войне, а после реформы армии выходит в отставку и целиком отдается политической борьбе, выступая на крайне левом фланге парламентского лагеря.

Уже в 1645 г. он выступает самостоятельно, с резкой критикой палаты лордов, формулируя в памфлете «Защита прирожденного права Англии» одно из важнейших положений левеллеров на одном суверенитете. В другом памфлете этого же времени Лильберн писал: «Высшая власть —в народе». Власть парламента должна быть ограниченной, единственным мерилом для него должно быть народное благо. Лильберн не допускает мысли, что рядом с палатой общин может существовать палата лордов. Власть лордов и короля является тиранической, она должна быть отменена.

Утверждая, что все люди «по природе равны» и что «никто из них не имеет по природе какого-либо превосходства и власти над другими», Лильберн выступает против всяких привилегий и феодальных титулов.

Горячий сторонник республиканского строя, Лильберн выступает и защитником личных свобод: свободы религиозных убеждений, неприкосновенности личности и имущества, свободы печати.

Наряду с Лильберном большую роль в формировании идей демократического движения и в идеологической подготовке левеллерской партии играли его соратники Ричард Овертон и Вильям Уолвин. Как и Лильберн, Овертон долго сидел в тюрьме и был освобожден лишь в сентябре 1647 г.

В своих страстных памфлетах 1645 г. Овертон недвусмысленно признает незаконность палаты лордов и королевской власти. Смело и открыто Овертон уже в 1646 г. резко критикует пресвитериан, политику которых по отношению к народу он называет «деспотической узурпацией». С гневом бичует Овертон «новых выскочек — пресвитериан», угрожающих свободе народа и его естественным, прирожденным правам. Овертон требовал отмены королевской власти. Он спрашивал: «Неужели нация не может существовать без короля?» Вслед за Лильберном Овертон отрицает и власть лордов. «Только вы избраны нами, народом, — писал он в обращении к нижней палате, — поэтому только вы имеете власть, связанную со всей нацией». Горячо отстаивая права личности, Овертон, так же как и Лильберн, относит к ним в первую очередь право обладания собственностью. В своем памфлете «Стрела против всех тиранов» Овертон признает собственность естественным и необходимым институтом. Еще до Руссо левеллеры считали, что уничтожение собственности было бы еще большим злом, чем ее существование.

Большую роль в формировании идей левеллеров сыграл также Вильям Уолвин. Во время гражданской войны он принимал активное участие в политической жизни, стал близким соратником Лильберна и Овертона и в ряде своих памфлетов выступает защитником свободы совести и страстным пропагандистом идей народного суверенитета.
Характерно, что Лильберн, Овертон и Уолвин постоянно ссылались на Великую хартию вольностей и рассматривали свою деятельность как борьбу за отвоевание и возвращение прежних свобод, которые были потеряны предками во время нормандского завоевания. Для них характерна идея о праве и обязанности граждан сопротивляться угнетению, идея, сыгравшая громадную революционную роль в самой английской революции, а впоследствии и во время американской освободительной войны.

Таким образом, уже в 1645 — 1646 гг., в период оформления самостоятельного демократического идейного течения, будущие руководители левеллерской группировки выдвигали антимонархические и республиканские по своему существу идеи, они отвергали власть короля и лордов, тем самым будущие левеллеры добивались уничтожения старой, феодальной политической надстройки. В. И. Ленин подчеркивал, что «монархия, сословность» являлись наряду с феодальным землевладением и землепользованием важнейшими элементами феодального строя.

Уничтожение «монархии, сословности» означало дальнейшее углубление революции. В 1647 г. левеллеры превращаются из идейного течения в партийную группировку. Тогда же появилось и самое название «левеллеры». Социально-экономическая программа сторонников Лильберна была весьма умеренной. Она с самого начала предусматривала уничтожение монополий и патентов, облегчение налогового бремени «бедного и среднего люда». В их программе были и такие требования, как возвращение крестьянам огороженной земли и превращение копигольда во фригольд, но эта программа отнюдь не предусматривала радикального решения аграрного вопроса, т. е. уничтожения дворянского землевладения.

Джон Лильберн (англ. John Lilburne; 1614 - 29 августа 1657) - активный участник Английской буржуазной революции, лидер левеллеров, воевал в первой гражданской войне в чине подполковника на стороне парламента, в 1645 при формировании О. Кромвелем и парламентом армии нового образца ушёл с военной службы (несмотря на то, что ему предлагали высокий командный пост) по политическим и идеологическим соображениям (нежелание присягать Ковенанту), первоначально поддерживал партию индепендентов, позже один из идеологов радикально настроенной партии левеллеров (уравнителей).

Биография

Выходец из джентри. Принадлежал к нетитулованному дворянству, воспитывался в пуританской семье. Будучи подростком, он был отдан в ученики торговцу сукном. Постепенно Лилберн проникся идеями пуританизма. В 1630-х годах Лилберн активно выступал против епископальной церкви. За распространение пуританского учения ещё до революции его судили, бичевали плетьми, держали в тюрьмах. В последние годы своего ученичества он совершал поездки в Голландию для переправки в Англию печатавшейся за границей пуританской литературы. В 1637 году Лилберн был арестован по обвинению в распространении пуританской литературы и присужден к крупному штрафу, публичному бичеванию, выставлению к позорному столбу и заключению в тюрьму, и лишь в 13 ноября 1640 года был освобожден Долгим парламентом по протекции Кромвеля.

С началом Гражданской войны стал капитаном круглоголовых, которыми командовал граф Эссекс. Принимал участие в ряде крупных боёв, в том числе в знаменитых сражениях при Эджхилле и Марстон-Муре. В ходе войны он сумел отличиться: получил чин подполковника и возглавил драгунский полк. Однако в 1645 году Лилберн, будучи индепендентом, вышел в отставку, отказавшись подписать Ковенант, устанавливающий в качестве обязательной религии в армии пресвитерианство, что было одним из условий создания армии «нового образца».

В 1646 году за свои решительные выступления Лилберн был приговорен палатой лордов к тюремному заключению и огромному штрафу. Выпущен он был лишь в 1648 году. Составленное в 1647 им и его соратниками «Народное соглашение» явилось программным документом партии левеллеров. В 1649 подверг критике индепендентов и осудил казнь короля. Неоднократно заключался в тюрьму. В 1654 примкнул к квакерам.

Убеждения

Лильберн был защитником «древних прав и свобод Англии» и борцом против «последствий нормандского завоевания», то есть выступал за создание республики и предоставление населению широких демократических прав и свобод.


Libmonster ID: RU-7245


С предисловием В. Ф. Семенова. М. Соцэкгиз. 1937. 121 стр.

Нужно приветствовать предпринятое Соцэкгизом издание избранных памфлетов известного трибуна английской буржуазной революции Джона Лильберна.

"Несмотря на свою мелкобуржуазную ограниченность демократический идеал Лильберна, - пишет в предисловии к памфлетам их редактор, - носит прогрессивный характер. Жизнь и борьба этого великого демократа приобретает особую актуальность в настоящий момент, когда звериный фашизм... пытается отбросить человечество к мрачным временам средневековья" (стр. 22). Лильберн был не только революционером-практиком, но и революционным для своего времени теоретиком. В своих памфлетах он предвосхитил идеи Локка и французских просветителей XVIII века: у него впервые мы встречаем идею естественного права, восторженный гимн разуму, широкую веротерпимость и изложение принципов деизма. Идеи широкой демократии, высказанные Лильберном, не могли не оказать влияния на французских революционеров XVIII в., а в Англии прокладывали дорогу чартистскому движению. Непримиримость и последовательность Лильберна могут служить примером для революционного демократа. Энгельс писал, что "хотя требова-

ния, которые защищало третье сословие в своей борьбе с дворянством, в общих чертах действительно соответствовали интересам различных слоев трудящегося населения того времени, тем не менее при каждом крупном восстании горожан вспыхивало самостоятельное движение того слоя, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. Таково было движение перекрещенцев и Томаса Мюнцера в эпоху реформации и крестьянских войн в Германии, левеллеров - во время английской революции, Бабефа - во время французской" 1 .

В рецензируемом сборнике помещены шесть памфлетов Лильберна. Это лишь небольшая часть того, что было написано им; отобраны наиболее ценные памфлеты, характеризующие отдельные этапы деятельности "честного Джона".

Первый из них - "Открытое письмо тюремщикам Флитской тюрьмы" - можно было бы заменить другим произведением - "Судебный процесс христианина" (1641 г.), - которое шире отражает политическую деятельность и взгляды Лильберна на первом этапе его революционной борьбы. Однако при небольшом объеме книги приходится согласиться с выбором редактора. "Процесс христианина" слишком велик по объему, его пришлось бы сокращать.

Что касается второго памфлета - "Защита прирожденных прав Англии" (1645 г.), - то мы считали бы нецелесообразным включение его в сборник. Во-первых, он сокращен и тем самым потерял в своей цельности; во-вторых, он вышел без подписи Лильберна. Последний, повидимому, при его написании получал помощь от своих единомышленников и потому не счел себя вправе принять авторство. "Письмо к другу" - памфлет Лильберна того же периода - лучше отражает его взгляды и вообще является более ярким произведением, поэтому было бы правильнее включить его в изданный сборник. Что касается остальных памфлетов, то они очень хорошо подобраны. Действительно, это - лучшее из всего, что написал Лильберн.

В "Новых цепях Англии" он дает резкую критику буржуазной республики и набрасывает программу демократических реформ: свобода слова, свобода торговли, социальное обеспечение трудящихся, одногодичный парламент и т. д.

"Манифест" Лильберна и его друзей - в высшей степени ценный документ: он дает изложение теоретических доктрин Лильберна и левеллеров, их философских принципов и отношения к социальным вопросам (за сохранение частной собственности, против коммунизма).

Наконец, "Соглашение свободного народа Англии" - окончательная и последняя редакция знаменитой программы левеллеров - Agreement of the People, - провозглашающей наиболее полно для того времени принципы демократии.

Не только подбор документов, но и издание их выполнены редактором и переводчиком хорошо. В предисловии тов. Семенов рисует классовую природу руководимой Лильберном партии левеллеров, дает краткое изложение его взглядов и основных вех его жизни и деятельности. Тов. Семенов правильно отмечает недооценку Лильберном роли Кромвеля и индепендентов, подчеркивая вместе с тем прогрессивное значение левеллеров и их вождя.

Перевод памфлетов выполнен хорошо, однако, нужно указать на некоторые ошибки. Не стоило вводить термина "малиньянты" (стр. 45): во-первых, никто, даже англичане, этого слова так не произносят; во-вторых, более понятным было бы выражение "злонамеренные", что хорошо передает значение этого прозвища контрреволюционеров. Далее, неточно передана фамилия одного из сочувствующих левеллерам офицера, арестованного после мятежа в Уэре: тов. Семенов пишет "Полковник Эйрс" вместо "полковник Юр" (Ewer) (стр. 76).

Наконец, совсем перепутано название памфлета Лильберна от 1639 г. "Come out of her, my people". Вместо точного перевода: "Уходи из нее (т. е. из епископальной церкви), мой народ!" памфлет озаглавлен "Отойдите от моего народа" (стр. 31). Ошибка не требует дальнейших комментариев.

Джон Лильбёрн. «Народное соглашение»

Программа левеллеров были сформулированы в многочисленных политических памфлетах Джона Лильберна, Уильяма Уолвин и Ричард Овертон. Найвлиятельной фигурой из них был Джон Лильберн (ок. 1614-1657 гг.) В 1630 г. Лильберн стал учеником торговца тканями в Лондоне, где он стал горячим приверженцем идей пуританизма. 1630 Лильберна был приговорен Звездной Палатой за распространение пуританских произведений. Приговор был достаточно жестоким - огромный штраф, публичное избиение бичом и пожизненное заключение. От верной гибели Лильберна спасла революция. Выйдя на свободу, Лильберн мужественно сражался в рядах парламентской армии против войск короля Карла I в гражданской войне. Вскоре он настолько отличился, что 1644 года в чине подполковника возглавил кавалерийский полк. Но будучи тогда еще кое-где индепендентом, Лильберн решительно отказался выполнять приказы пресвитерианского командования и в начале 1645 оставил армию. «Лучше, - заявил он, - копать репу и морковь, чем воевать за усиление той власти, которая сделает меня рабом».

Отложив шпагу, Дж. Лильберн взялся за перо. В течение 1645 - 1646 годах он пишет яркие памфлеты «Защита истинного права в Англии», «Анатомия тирании лордов» и другие, где излагается основное содержание политического учения левеллеров, основой которого была идея «народного суверенитета» и создания справедливой власти через «общественный договор». Понимая под понятием «народ» всех «свободнорожденных англичан, без учета их сословного и имущественного положения», Лильберн, а за ним и левеллеры, провозглашали: «Вся власть с самого начала должна исходить от народа. Свободный выбор народа и его согласие, которое выражает народ через своих представителей, является единственным обоснованием всякого справедливого управления ». Констатируя равенство людей от рождения, левеллеры делали вывод, что каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Следуя этому принципу, левеллеры были последовательными сторонниками республиканского строя, требуя не только уничтожения королевской власти, но и палаты лордов в парламенте. Среди других пунктов их программы значилось: отмена привилегий, внедрение всеобщего избирательного права для мужчин, справедливого налогообложения, социальной помощи для бедных, возвращение гражданам земель, изъятых во время заборний, реформа суда и права.

Для своего времени эта программа левеллеров была очень прогрессивной, но несколько ограниченной. К тому же левеллерами хватало последовательности. Например, во время дискуссии с индепендентами 1647 левеллеры согласились исключить из числа избирателей домашнюю прислугу. Ограниченность левеллеров оказалась и в решении аграрного вопроса - они даже не намекали на ликвидацию дворянского землевладения. Это оттолкнуло от левеллеров крестьянскую бедноту. Опорой левеллеров были мелкобуржуазные слои городского населения (ремесленники, мелкие торговцы), а также городская беднота. Социальная база левеллеров, таким образом, оказалась очень узкой, что в конце концов и предопределило их политическое поражение.Ещё в 1645 году в своем памфлете «Защита прирождённого права Англии» Лилбёрн резко критиковал палату лордов, формулируя положение о народном суверенитете. Лилбёрн писал: «Высшая власть -- в народе». От народа получил свою власть парламент, но народ не уступал ему верховной власти, то есть власть парламента должна быть ограниченной. Парламент «должен делать не то, что ему хочется, а то, что полезно для блага народа и не идет во вред народу». При этом Лилбёрн не допускал мысли об одновременном существовании палаты общин и палаты лордов. Лорды не были избраны, а значит они не облечены доверием народа, их власть является тиранической, значит их власть должна быть уничтожена наряду с властью короля.

Индепенденты выдвинули свой проект будущего устройства Англии, названный «Главы предложений». Этот проект предусматривал сохранение палаты лордов и сильно ограниченной королевской власти. По мысли индепендентов, вся исполнительная власть должна была принадлежать государственному совету, ответственному перед парламентом. Палата общин должна была избираться, причем избирательная система строилась на основе имущественного ценза. По существу речь шла о предоставлении избирательных прав только имущим.

Левеллеры и агитаторы выступили с критикой проекта индепендентов, сформулировав свои собственные требования в документе под названием «Дело армии». Это главным образом документ армейских левеллеров и агитаторов. Большое место отводилось здесь экономическим вопросам. Левеллеры требовали отмены монополии, уничтожения десятины, прекращения огораживаний, возвращения крестьянам отнятых общинных земель. Кроме того. «Дело армии» содержало ряд положений о будущем политическом устройстве Англии.

Индепенденты во главе с Кромвелем и Айртоном выступили с критикой предложений левеллеров. Развернулась весьма острая полемика вокруг «Глав предложений» и «Дела армии». Индепенденты решили созвать расширенное заседание, или конференцию общеармейского совета, чтобы там дать бой левеллерам и заставить их отказаться от своей демократической программы.

В ходе подготовки к конференции левеллеры выдвинули свой расширенный проект будущего государственного устройства Англии -- «Народное соглашение». Левеллерский проект предусматривал превращение Англии в республику, формально-юридическое равенство всех перед законом, отмену всех сословных привилегий и введение всеобщего избирательного права. По существу «Народное соглашение» предусматривало уничтожение палаты лордов и власти короля. Палата общин должна была иметь верховную власть в государстве «без всякого вмешательства какого-либо лица или лиц». В «Народном соглашении» отстаивался принцип невмешательства государства в дела религии.

Левеллеры назвали свой проект будущего устройства Англии «Народным соглашением»: они предлагали передать его на всенародное обсуждение, причем каждый, кто одобрял его, должен был поставить свою подпись. Борьба вокруг левеллерского проекта новой конституции развернулась на армейской конференции в лондонском предместье Путни.

Первые выступления на Путнейской конференции были посвящены вопросу о будущей форме государственной власти. Левеллеры требовали уничтожения королевской власти. Индепенденты же устами Кромвеля и его ближайшего помощника Айртона выступали за сохранение ограниченной парламентом королевской власти. Они доказывали, что англичане сроднились с определенными порядками, которые не следует резко изменять.

Еще более бурные прения вызвал вопрос о всеобщем избирательном праве. Левеллеры, ссылаясь на теорию естественного права, отстаивали принцип всеобщего избирательного права. «Мы считаем, что все жители, являющиеся англичанами по праву рождения, должны иметь права», -- заявили левеллеры. Индепенденты решительно отвергали аргументацию демократической партии. «Общего права для всех нет», -- заявили они. Избирательные права должны принадлежать людям, «в руках которых находится вся земля... или в руках которых находятся вся торговля и ремесло», -- заявлял Айртон. Индепенденты заявили, что ограничение избирательного права направлено на обеспечение внутреннего мира в государстве. Они обвинили левеллеров в том, что их предложения создают угрозу собственности.

Левеллеры отвергали обвинения, будто они покушаются на собственность. Будучи мелкобуржуазными демократами и стремясь достигнуть соглашения с индепендентами, они пошли на уступки и согласились лишить избирательных прав «подмастерьев, учеников, слуг и нищих». Таким образом, левеллеры были непоследовательны в своей борьбе за всеобщее избирательное право.

В конце концов, было решено составить компромиссные предложения и вернуться к вопросу о форме государственной власти. Но договориться не удалось. Борьба приняла столь острый характер, что Кромвель решился на роспуск общеармейского совета. Его место занял совет офицеров. В ответ левеллеры сделали попытку в ноябре 1647 г. поднять восстание солдат в защиту своих требований, но их поддержали лишь некоторые полки. Кромвелю удалось удержать большинство полков под своим влиянием. Дальнейшему обострению борьбы в армии парламента помешала вторая гражданская война.

Впрочем, в течение 1648-1649 гг левеллеры действовали очень активно. их союз с индепендентами обеспечил победу над войсками короля во второй гражданской войне 1648 г. По их непосредственного участия в Англии было установлено республику. Однако попытка навязать индепендентам свой проект будущей конституции Англии - «Народную соглашение», закончилась для левеллеров неудачей. Сначала индепенденты вообще объявили этот проект «мятежным» и запретили его. Впоследствии лидеры индепендентов О. Кромвель и Г. Айртон, боясь потерять поддержку в народе и в армии, склонялась в сторону левеллеров, согласились принять участие в окончательной редакции «Народного соглашения». Однако вторая и особенно третья редакции этого документа (соответственно в ноябре 1648 г. и в январе 1649 г.) сохранили лишь его название.

В ответ на действия индепендентов Дж. Лильберн решительно выступил против индепендентской республики с памфлетом «Новые цепи Англии» (февраль 1649 г.), за что был арестован и заключен в Тауэр. Однако и здесь он не прекратил борьбы. 1 мая 1649 с помощью своих соратников Лильберн опубликовал четвертая редакция «Народного соглашения» под названием «Соглашение свободного народа Англии». По сути это был манифест, обращенный к народу, призыв к борьбе за демократические преобразования. И народ откликнулся на этот призыв.

Лилберн (Lilburne) Джон (ок. 1614, Гринвич,-29.8.1657, Элтем, Кент), деятель английской буржуазной революции 17 в., руководитель и идеолог левеллеров.


Младший сын мелкопоместного дворянина, Л. в 1630 был отдан в учение к лондонскому сукноторговцу. Примкнул к одной из пуританских сект. В 1638 был заключён в тюрьму. Освобождён по решению Долгого парламента в 1641. Активно участвовал в 1-й гражд. войне 1642-1646, дослужившись до чина подполковника. В 1645 отказался признать "Ковекант" и в знак протеста против политики пресвитериан вышел в отставку. В ряде памфлетов обосновал бурж.- демократич. идеи о нар. суверенитете и естеств. правах человека. Радикальный мелкобурж. демократ, Л. ставил на первый план задачу политических реформ. Он выступал против монархич. формы правления и существования палаты лордов, за республику, против всяких феод, привилегий, за равенство всех перед законом, защищал свободу религ. убеждений. Он отстаивал неприкосновенность личности и имущества, свободу печати. В условиях бурж. революции эти требования были направлены на полное уничтожение феод.-сословного строя и утверждение основ бурж.-демократич. республики. Важное значение для углубления революции имели требования Л. об уничтожении монополий и патентов, отмене десятины, облегчении налогового бремени. В то же время Л. выступал против ликвидации частной собственности. В 1646 по приказу палаты лордов Л. снова был брошен в тюрьму. Составленное в 1647 им и его соратниками "Нар. соглашение" явилось программным документом партии левеллеров. В 1648 Л. был выпущен на свободу. Резко критиковал позицию пришедших в 1649 к власти индепендентов, к-рые отвергли планы демократич. преобразований. В марте 1649 Л. был вновь арестован, заключён в Тауэр, но и здесь не прекратил борьбы. Весной 1649 он и его сторонники опубликовали "Манифест" и "Соглашение свободного народа Англии", содержащие изложение политич. и социально-эконо- мич. воззрений Л. и партии левеллеров. Суд над Л. (окт. 1649) превратился в его триумф и закончился оправдательным приговором. Однако в 1652 он был выслан из Англии. После возвращения на родину в 1653 был снова арестован. Несмотря на оправ дат. приговор суда, Л. почти до самой смерти фактически находился в заключении. При всей своей мелкобуржуазной ограниченности Л. сыграл огромную роль в англ, революции как один из самых ярких представителей демократического движения.