Чем знаменит космонавт леонов. Космонавт Леонов — герой мировой космонавтики. Рождение и детство

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.


Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

Леонов Алексей Архипович родился в небольшом селе под названием Листвянка, что находилось в Тисульском районе Западно-Сибирского края (сейчас Кемеровская область), в 1934 году 30 мая. Его отец – Архип Алексеевич, рожденный в 1892 году, был обычным крестьянином, а мать – Евдокия Минаевна, всю свою жизнь посвятила учительству.

Когда Алексею было три года, вместе со своей матерью он поселился в Кемерово, куда после Гражданской войны приехал и его отец. Как известно, Леша был 8-ым ребенком в семье, который с охотой отправился учиться в школу в 1943 году. Однако закончить Кемеровское учебное заведение ему так и не удалось в связи с тем, что вместе со своей семьей он был вынужден уехать в Калининград (тогда Кенигсберг), где трудился его отец.

Ровно через десять лет Алексей Архипович окончил Калининградскую среднюю школу, после чего ему выдали аттестат о получении образования. По утверждению самого Леонова, он никогда особо не гордился теми неплохими отметкам, которые были проставлены в этом выпускном документе, так как больше всего он ценил в себе знания об искусстве и авиации.

Любовь к авиационным двигателям и конструкциям летающих аппаратов у Алексея проснулась еще в ранней юности, когда он наблюдал, как его старший брат, авиационный техник по профессии, с удовольствием занимался починкой всякого рода деталей. Совместно со спортивными достижениями интерес к самолетам подтолкнул Леонова к тому, чтобы поступить в школу летчиков, что находилась в центральной Украине, а именно в городе Кременчуг. Однако на этом Алексей Архипович не остановился, и в период с 1955 по 1957 год он получил высшее образование по профессии летчик-истребитель, после чего стал летать в боевых полках.

Благодаря своему упорству, знаниям и физической подготовке в 1960 году, пройдя сложный отборный конкурс, Леонов был зачислен в первый знаменитый отряд космонавтов Советского Союза. По прошествию трехгодовалой подготовки, в ночь с 18 на 19 марта 1965 года Алексей Архипович вместе с Беляевым Павлом впервые совершил полет в открытый космос на корабле «Восход – 2», где он проявил исключительную смелость и мужество. После такого опыта Леонов стал заместителем отряда советских космонавтов, а в период с 1967 по 1970 год взял на себя командование над группой специалистов, работающих по лунной программе.

Великий летчик-космонавт – Леонов Алексей Архипович за всю свою профессиональную деятельность был ни один раз награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Помимо этого, ему было неоднократно присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Болгарии и Республики Вьетнам, а также он стал обладателем многих других медалей и орденов из других стран.

Сегодня Алексей Архипович работает и проживет в городе Москва вместе со своей любимой супругой Светланой Павловной, от которой у него в 1961 и 1967 году родились две дочери – Виктория и Оксана.

Алексей Архипович Леонов - знаменитый . Родился неподалеку от Кемерово, 30 мая 1934 года.

Отец его работал на шахте, позже занимался сельскохозяйственным трудом. Мать была учителем в школе.

Когда Алексею исполнилось четыре года, он вместе с матерью переехал в Кемерово. Здесь он пошел в школу.

В 1948 году отца отправили работать в город Калининград. Семья была вынуждена переехать. В Калининграде Алексей окончил среднюю школу.

Главным увлечением юношеских лет у Леонова была авиация. Брат Алексея был авиационным техником. От него остались различные конспекты и учебные материалы, которые мальчик изучал с завидным интересом.

После окончания средней школы, Алексей Леонов переезжает на Украину, в город Кременчуг, где поступает в местную летную школу.

Оттачивание навыков в управление самолетом, он продолжил в Чугуеве, где обучался в высшем училище летчиков - истребителей, которое окончил в 1957 году.

Последующие два года летчик Леонов проходил службу в боевых подразделениях Красной Армии.

В 1960 году попал в число тех летчиков, которым посчастливилось пройти курс обучения в Центре подготовки космонавтов. 18 марта 1965 года Алексей Леонов в качестве второго пилота корабля «Всход-2» вышел на Земную орбиту.

Полет Леонова и Беляева на корабле «Восход-2» длился 26 часов и 2 минуты. Леонов стал первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Во время полета, он в скафандре вышел из корабля в открытый космос, где провел двенадцать минут.

В 1975 году участвовал в фантастическом проекте двух держав. СССР и США запустили на орбиту корабли «Союз» и «Аполлон». В космосе была проделана стыковка американского и советского кораблей. В ходе полета космонавтами были проведены множество экспериментов, а так же отточены навыки стыковки и нормы техники безопасности. Совместный полет советских и американских космонавтов длился около пяти суток.

Алексей Архипович вел активную научную деятельность, занимался научными разработками скафандра, ездил на различные конференции. Он автор более тридцати различных докладов.

Алексей Леонов лауреат множества премий, дважды Герой Советского Союза, обладатель орден Ленина и , почетный гражданин городов России Европы и Америки.

Алексей Архипович очень разносторонний человек. Он всерьез увлекался живописью, даже сам писал картины. Естественно основной темой творчества был космос. Любил Леонов так же рисовать портреты своих друзей и близких. Любимый художник Алексея Леонова - . Помимо картин, Леонов увлекается скульптурой, очень любит книги, а также спорт.

Архипович появился на свет в небольшом сибирском селе 30 мая 1934 года и стал девятым ребёнком в семействе. Его отец был очень уважаемым человеком в деревне, поэтому его избрали председателем сельсовета. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, вся его семья в связи с родом деятельности главы семейства перебралась в город Калининград. Интерес к у юноши возник еще во время обучения в школе. Тогда он обрёл начальные знания в таких дисциплинах, как теория полёта и устройство самолётов. После окончания в 1953 году средней школы с хорошими отметками Леонов без проблем поступил в Кременчугскую школу лётчиков. Кроме нее, он также получил знания в высшем училище, которое располагалось в Чугуеве и готовило летчиков-истребителей. В 1960 году Алексей Архипович, после прохода длительного и жёсткого отбора, вошел с отряд космонавтов.

Покорение открытого космоса

Мартом 1965 года датируется особый полёт в истории советской и мировой космонавтики. Тогда космонавт Леонов был в роли второго пилота корабля «Восход-2» (первым был П.И. Беляев). В ходе данного полёта человек первый раз оказался в открытом космосе. Он провёл 12 минут и 9 секунд на расстоянии пяти метров от корабля. Алексей Архипович Леонов — космонавт, который это осуществил, тем самым положив начало новейшему витку космической деятельности человека. Карьера его стремительными шагами пошла вверх после этого. На протяжении периода с 1967 по 1970 года он даже возглавлял группу, которая готовилась к

Первый советско-американский полёт

В первых месяцах 1973 года советская Академия наук совместно с НАСА приступили к подготовке персонала для кораблей «Союз» и «Аполлон». Претенденты должны были хорошо разбираться в космической технике, знать иностранные языки, иметь высокую квалификацию и профессионализм. Космонавт Леонов был назначен командиром отечественного корабля. Совместный полёт, который длился более пяти суток, вызвал огромный интерес во всём мире. В ходе его проведения впервые советский состыковался с американским. Кроме этого, космонавты провели множество важных медико-биологических, астрофизических и технологических опытов.

Вклад в развитие мировой космонавтики

Космонавт Леонов за время своей работы сделал огромный вклад в развитие не только советской, но и мировой космонавтики. В частности, он осуществил большое количество экспериментов и исследований. Среди них следует отметить изучение цветовых и световых зрительных характеристик после космических полётов, разработку скафандра для работы в условиях гидросферы, возможность использования гидросферы в роли аналога невесомости. Более того, ему принадлежит более тридцати выступлений на всевозможных конференциях и конгрессах. Алексей Леонов — космонавт, который имеет множество государственных наград за свою деятельность. В 1965 и 1975 годах он удостаивался звания Один из лунных кратеров носит его имя. В период с 1985 по 1999 год он был одним из председателей Международной ассоциации участников полётов в космос. В отставку ушёл при звании генерал-майора авиации. Сейчас проживает и работает в Москве.

На протяжении многих веков человечеством владела, казалось бы, несбыточная мечта - летать по небу, подобно птице, и попасть в неизведанное космическое пространство. Это желание нашло отражение во многих сказках, где герои перемещались на коврах-самолетах, метлах, печах, пушечных ядрах и т. д.

Родоначальник космонавтики К. Э. Циолковский верил в возможность межпланетных путешествий. Он предсказывал выход человека в неизведанное безвоздушное пространство, который и был осуществлен русским офицером, советским летчиком Алексеем Архиповичем Леоновым.

Начало жизненного пути

Будущий космонавт Леонов Алексей Архипович родился в маленьком селе Листвянка, расположенном севернее города Кемерово, 30 мая 1934 г. Он был девятым ребенком в семье крестьянина Архипа Алексеевича и учительницы Евдокии Минаевны.

Вряд ли представители того поколения могут похвастать своим благополучным и счастливым детством. Нередко судьба испытывала на прочность и семью Леоновых. Дед будущего космонавта за участие в революционных событиях 1905 г. был отправлен в ссылку. Так он и оказался в селе Листвянка, в шестистах километрах от Кемерово.

Сурово обошлась судьба и с отцом Алексея. Вначале он работал в селе зоотехником. После его назначили председателем сельсовета. Однако пришел 1937 год. По сфабрикованным обвинениям Архипа Леонова арестовали. При этом пострадала вся семья. На нажитое имущество был наложен арест. Причем отобрали даже детскую одежду. Ребятишек выгнали со школы. Евдокия Минаевна отправилась в Кемерово. Там она со всеми детьми нашла приют у старшей дочери Александры, которая с мужем проживала в бараке строителей ТЭЦ в небольшой комнатке площадью шестнадцать квадратных метров. В 1939 г. Архип Леонов был реабилитирован и переехал жить к семье в Кемерово. По указу о поддержке многодетных матерей, им в том же бараке было выделено две комнаты, площадь которых составляла 16 и 18 квадратных метров. Медленно, но верно семья начала становиться на ноги.

Школьные годы

Будущий космонавт Леонов пошел получать начальное образование в 1943 г. Родители отправили его в кемеровскую школу № 35. В эти годы основным увлечением мальчика была роспись русских печей. Этому искусству будущий космонавт научился у переселенцев с Украины, которые жили по соседству с его семьей. Однажды у своего одноклассника Алексей увидел книгу. В ней его привлекли черно-белые иллюстрации картин художника Айвазовского. У мальчика появилось сильное желание приобрести эту книгу, что он и сделал, расплачиваясь в течение целого месяца своей школьной пайкой, состоящей из кусочка сахара и пятидесяти грамм хлеба. С тех пор Айвазовский стал самым любимым художником Алексея.

Доучиться в кемеровской школе мальчику не пришлось. Уже через пять лет (в 1948 г.) отца отправили на работу в Калининград. Туда же переехала и вся семья. Здесь, в бывшем Кенигсберге, Алексей получил аттестат зрелости, закончив среднюю общеобразовательную школу № 21.

Будущий космонавт Леонов обладал незаурядными для своего возраста знаниями. Он великолепно рисовал и увлекался авиацией. По конспектам старшего брата Алексей самостоятельно изучил конструктивные особенности самолетов и устройство двигателей, а также освоил теоретические основы полета. Все эти знания параллельно с достижениями в спорте были той основной предпосылкой, которая впоследствии стала решающей на пути становления юноши.

Поступление в академию художеств

Жизнь и биография космонавта Леонова могла сложиться совершенно иначе, если бы не некоторые обстоятельства. С детства Алексей имел большие способности к рисованию. После окончания школы, в 1953 г., он подал документы в академию художеств, находящуюся в Риге. Юноша был зачислен на первый курс. Однако несколько позже выяснилось, что общежитие студентам может быть предоставлено лишь после трех лет учебы. Алексея такой вариант не устроил, и он стал выбирать для себя другие учебные заведения.

Путь в авиацию

Неплохим вариантом Леонову показалась школа летчиков, предоставлявшая своим курсантам полное обеспечение. В 1953 г. в нее осуществлялся комсомольский набор. Юноша без колебаний подал документы в это учебное заведение. Так совершенно в ином русле стала развиваться биография космонавта Леонова.

Молодой человек успешно прошел все конкурсные испытания и стал курсантом авиационной школы, расположенной в Кременчуге. В этом учебном заведении будущий космонавт Леонов прошел курс начальной летной подготовки. После этого он был переведен в г. Чугуев, где продолжил обучение в военном авиационном училище, готовившем летчиков-истребителей. С 1957 г. Леонов проходил службу в десятой гвардейской авиационной дивизии, которая дислоцировалась в г. Кременчуге. Здесь же произошла его встреча с будущей супругой Светланой, которая стала его женой уже через три дня знакомства.

Новый поворот судьбы

До осени 1959 г. прослужил в кременчугской дивизии будущий космонавт Леонов. Биография его претерпела существенные изменения после встречи с полковником Карповым, который являлся руководителем Центра по подготовке космонавтов. Леонову было предложено поступить в школу, осуществляющую подготовку летчиков- испытателей. Алексей Архипович согласился и в октябре 1959 г. прибыл для прохождения медкомиссии в Авиационный госпиталь, располагавшийся в Сокольниках. Там произошла его первая встреча с Юрием Гагариным. Вскоре знакомство летчиков переросло в крепкую дружбу.

Врачи госпиталя проводили многочисленные исследования, целью которых был отбор в отряд космонавтов. А. А. Леонов оказался достойным кандидатом. В 1960 г. его зачислили в отряд, и в течение года молодой летчик являлся слушателем специальных курсов, проводимых в Центре по подготовке космонавтов.

В преддверии полетов

Несмотря на то что будущий космонавт Леонов прошел жесткий отбор, ему предстояли упорные тренировки. Только хорошая подготовка открывала возможность предстоящих полетов.

В 1964 году конструкторское бюро, которым в то время руководил Королев, начало проектировать новый космический корабль. Он был рассчитан на два места, и его конструкция позволяла осуществить выход в безвоздушное пространство.

Одновременно с подготовкой корабля предполетные тренировки проходили два экипажа. Это космонавты Беляев и Леонов, а также их дублеры - Хрунов и Горбатко. Подбирая экипаж для космического корабля «Восход-2», медики учитывали сложность и продолжительность полета, его основные задачи и цели, а также психологические особенности людей. Космонавты должны были работать максимально слаженно, полностью доверяя друг другу. Леонов и Беляев обладали разными характерами. Но при этом они прекрасно дополняли друг друга и были способны выполнить сложнейшую задачу, поставленную перед ними.

Исторический полет

Через три года упорной подготовки, 18 марта 1965 г., корабль «Восход-2», на борту которого находились два космонавта - Леонов и Беляев, взял успешный старт с Байконура. Ракета сделала свой первый виток вокруг нашей планеты. На втором, как и было запланировано, осуществил Леонов (космонавт) выход в космос. Легко оттолкнувшись, он буквально выплыл из шлюзовой камеры.

Мгновения, когда первый космонавт (Леонов) оказался в безвоздушном пространстве, хотели бы наблюдать, наверное, все граждане СССР. С борта корабля все его движения отслеживали две камеры. Параллельно с этим Алексей Архипович вел свою киносъемку. Пять раз отлетал от корабля на расстояние 5 м, а затем возвращался назад Леонов (космонавт). Выход в космос был сопряжен с опасностью для жизни, но мужественный человек выполнил поставленную задачу. После удачного завершения полета космический корабль приземлился в двухстах километрах от Перми.

Экипаж полностью справился со своей задачей, доказав, что люди способны выходить в безвоздушное пространство и даже работать там. Слаженная работа Леонова и Беляева, без сомнения, предопределила будущее всей космонавтики.

Подготовка к новым полетам

Чем в дальнейшем занимался космонавт Леонов? Биография этого удивительного человека надолго связала Алексея Архиповича с отрядом космонавтов. В период с 1965 по 1967 гг. он был заместителем командира. После, в течение трех последующих лет, Алексей Архипович находился в группе, которую готовили для облета Луны и посадки на ее поверхности. Однако из-за неисправности корабля проект своего развития не получил.

С 1971 по 1973 гг. летчик-космонавт Леонов еще пять раз принимал участие в различных программах. В них для него была отведена роль командира экипажа корабля. Однако все полеты по тем или иным причинам не состоялись.

Свидетель покушения

22 января 1969 г. в Москве встречали космонавтов, совершивших полет на кораблях «Союз 4», а также «Союз 5». В одной из машин, следующих из аэропорта, сидели Терешкова, Береговой, Николаев и Леонов. Ее и обстрелял младший лейтенант В. Ильин. Он решил, что в машине сидит Леонид Ильич Брежнев. К счастью для Леонова, оказавшегося в самом центре событий, он совсем не пострадал. Не повезло Береговому и Николаеву. Первому осколками изрезало лицо. Николаев получил ранение в спину.

Новые свершения

В 1972 г. США и СССР решили осуществить совместный выход в космос, во время которого планировалось выполнить стыковку кораблей, принадлежащих двум сверхдержавам. Существовали условия для отбора членов экипажей. В их перечень входили:

  • глубокие знания в области техники;
  • высочайшая квалификация;
  • способность работать с оборудованием обоих кораблей;
  • готовность к проведению внушительной программы научных опытов и наблюдений;
  • отличное знание того языка, на котором будут разговаривать партнеры.

В состав экипажа советского корабля входили Кубасов и Леонов, а от американской стороны на борту работали Слейтон, Бранд и Стаффорд. Совместный полет был осуществлен в 1975 г. Так была открыта новая эра в освоении космического пространства.

Дальнейшая судьба Леонова

В марте 1992 года Алексей Архипович вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Вплоть до 2000 г. он занимал пост президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал». После этого Леонов стал вице-президентом «Альфа-Банка». Сегодня Алексей Архипович живет под Москвой, в загородном доме, который собственноручно спроектировал и построил.

О космонавте Леонове многие знают еще и как о хорошем художнике. Живопись, которой он увлекся в юности, остается его хобби до сих пор. Алексей Архипович - автор нескольких художественных альбомов, на его счету более двухсот картин. Основной мотив его работ - космические пейзажи. Однако есть картины, на которых изображены портреты друзей и земные ландшафты. С 1965 г. Леонов является полноправным членом Союза художников.

У космонавта есть и другие увлечения. Он любит читать книги, охотиться и производить кино- и фотосъемку. У Леонова 2-й разряд по велоспорту и 3-й - по фехтованию. Профессионально Алексей Архипович занимался легкой атлетикой и метанием копья.