Опасности в городе и в сельской местности. Город как источник опасности. Особенности города, как среды обитания Опасные места в городе обж

Тема: Город как источник опасности. Особенности города, как среды обитания.

Цели и задачи:

Ознакомить учащихся с источниками и зонами опасности современного города.

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей

Воспитывать серьезное отношение к жизни и здоровью.

Время: 40 минут

Метод обучения:

Словесный (рассказ, объяснение)

Наглядно- демонстрационный

Материальное обеспечение: классная доска, плакаты, карточки-задания

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся;

Проверка присутствующих по списку;

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Психолого-эмоциональный настрой: какая бы не была погода за окном, в нашем классе всегда тепло и уютно, потому, что здесь учатся такие замечательные дети.

3. Введение в тему:

Ребята послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

Расскажу я вам, друзья,
Про зеленый славный город!
Здесь живет моя семья,
Этот город всем нам дорог!

Любим мы по парку
Весело гулять,
Разноцветною листвой
Друг друга осыпать!

Как прекрасен город наш,
Чистый, светлый и уютный!
Летом радует он глаз,
И зимой морозной, вьюжной!

Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять.

4 . Итак! Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Город как источник опасности. Особенности города, как среды обитания».

Ребята как вы думаете, что такое город? (ответы учащихся)

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

А знаете ли вы когда появились первые города? (ответы учащихся)

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции

Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?

В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

В городах существует целая сеть торговых организаций;

Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

Создана система учебных заведений различного уровня;

Население обслуживают медицинские учреждения;

Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Чтобы система работа слажено, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека.

Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются горожане:

1. Ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения;

2. Ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности;

3. Ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка

4. Ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;

5. Ситуации, связанные с различными природными явлениями.

А теперь ребята посмотрите на рисунок и найдите на рисунке десять признаков опасных ситуаций. Какие, по-вашему, меры предосторожности следует принять в каждом конкретном случае, чтобы люди не попали в беду? (беседа с учащимися)

5. Итог урока:

Так какой вывод мы можем сделать по пройденной теме? (ответы учащихся)

Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность.

Выставление оценок

Домашнее задание: рисунок «наш город»

Найдите на рисунке десять признаков опасных ситуаций.

Современный город наполнен источниками потенциальной опасности для человека.

При неблагоприятном стечении обстоятельств общественный транспорт может составить угрозу здоровью и жизни граждан. Вечерние посещения кинотеатров, концертов заставляют горожан возвращаться домой в опасное позднее время. Многолюдье притупляет внимание человека и облегчает злоумышленнику исполнение преступных намерений. В городе, при большом скоплении людей и довольно тесной застройке, природные ненастья и стихийные бедствия много опаснее, чем в сельской местности. При нарушении своевременности медицинской помощи, бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом, надежной работы транспорта горожанин испытывает чувство дискомфорта и часто становится беспомощным.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ

Чтобы избежать экстремальных ситуаций в городе, придерживайтесь следующих правил:

* избегайте плохо освещенных, малолюдных мест;

* держите деньги или драгоценности во внутреннем кармане, не показывайте их посторонним;

* при необходимости ночных передвижений по городу пользуйтесь такси, не соглашайтесь на то, чтобы Вас подвозили незнакомые люди;

* при поиске необходимого адреса обращайтесь к разным людям, так как единственный ответ может быть неправильным;

* всегда имейте в распоряжении несколько мелких монет и билетов на городской транспорт;

* избегайте мест большого скопления людей - толпы, очереди и т.д., не приближайтесь из любопытства к месту, где что-то случилось, где происходит манифестация или любое другое собрание;

* будьте внимательны на дороге, вне зависимости от того, кто Вы - пешеход или водитель

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА МИТИНГЕ (В ТОЛПЕ)

Помните, что если митинг запрещен, то он превращается в экстремальную ситуацию еще до начала. На митинге соблюдайте следующие правила безопасности:

* оставьте детей дома;

* не берите с собой колющие и режущие предметы, сумку, не надевайте галстук, шарф;

* без крайней необходимости не берите плакаты на шестах и палках;

* снимите различные знаки и символику со своей одежды; если Вы не корреспондент, не берите с собой фотоаппарат и камеру;

* возьмите с собой удостоверение личности. Держитесь подальше от милиции, т.к. с ее стороны возможны ответные действия на провокации толпы. Не приближайтесь к агрессивно настроенным группам. Не старайтесь попасть ближе к микрофону или трибуне. Если возникла стычка с милицией, не теряйте самообладания, не делайте резких движений, не кричите и не бегите. Если Вас задержали, не пытайтесь на месте спорить и доказывать, что Вы здесь находитесь случайно. Если при разгоне демонстрации применяется слезоточивый газ, защитите рот и нос платком, смоченным в любой жидкости, часто моргайте глазами. Не поддавайтесь панике!

Никогда не идите против толпы, избегайте ее центра, а также края, опасного соседством с витринами, решетками и т.д. Уклоняйтесь от неподвижных препятствий в пути, иначе Вас могут просто раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками - их могут сломать. Застегнитесь и не пытайтесь поднять упавшие вещи. Главная задача в толпе - не упасть. Если вы упали, быстро подтяните к себе ноги, защитите голову, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать.

Если толпа плотная, но неподвижная, выбирайтесь из нее, притворившись больным, пьяным, сумасшедшим, или сделав вид, что Вас тошнит.

Знайте, что дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. В основном аварии происходят из-за незнания или несоблюдения правил дорожного движения. Также возможны аварии при неблагоприятных погодных условиях: снег, метель, туман и т.д.

При скользкой дороге или в туман можно врезаться в препятствие, упасть с моста в воду. Кроме того, в Вашу машину может врезаться встречный автомобиль. Соблюдая правила дорожного движения, можно хоть в какой-то степени снизить риск возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ

Обучите детей следующим основным правилам поведения на дорогах:

* без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов;

* нельзя переходить улицу на красный свет вне зависимости от того, идут или нет машины;

* нельзя выбегать на проезжую часть;

* опасно выходить на мостовую из-за препятствия (тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход);

* автобус или троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай - спереди;

* ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению, тогда не только водитель видит Вас, но и Вы - водителя;

* переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а на середине - направо;

* в ожидании перехода нельзя стоять у края тротуара, а в ожидании автобуса - у края автобусной остановки.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ЕСЛИ ВЫ - УЧАСТНИК ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Если Вы попали в ДТП, сразу же остановитесь, осмотрите свой автомобиль и автомобиль пострадавшего водителя (если Вы виновник аварии). Если задели Вашу машину, потребуйте от виновника соответствующей компенсации. В случае отказа и до прибытия ГИБДД запишите номер машины, с которой Вы столкнулись, имя, фамилию и домашний адрес водителя. Сообщите ему свои данные. Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону "02" или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей проезжающих мимо машин. Не покидайте места аварии до прибытия работников ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия. Если нельзя организовать объезд, составьте схему расположения всех предметов и следов на дороге, подпишите схему у свидетелей, обязательно запишите их адреса и телефоны, и только после этого уберите машины с дороги. Если Ваша машина повреждена, оформите в ближайшем дорожном пункте ГИБДД справку об аварии для предъявления ее в страховую компанию. В течение суток сообщите об аварии в Вашу страховую компанию и не приступайте к ремонту, пока инженер страховой компании не осмотрит Вашу машину и не составит примерную смету расходов.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ЕСЛИ ВЫ - СВИДЕТЕЛЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте сведения в ГИБДД. Если Вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что Вы увидели на месте происшествия.

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Зоны повышенной опасности…………………………………...4

1.1 Улица………………………………………………………………………..4

1.2 Современное жилище……………………………………………………...4

1.3 Места скопления людей…………………………………………………...5

1.4 Транспорт…………………………………………………………………..6

Глава 2. Негативное воздействие городской среды………………….7

2.1 Техногенные опасности………………………………………………......7

2.2 Экологически опасности………………………………………………….8

2.3 Социальные опасности………………………………………………......12

Глава 3. Система обеспечения безопасности…………………………14

Заключение ………………………………………………………………........16

Список литературы ………………………………………………………...17

Введение.

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов.

Город, как искусственная среда обитания, созданная человеком значительно отличается от природной среды. Если в природе человек сталкивается с воздействием внешних естественных условий, то в обществе, наиболее сложным явлением которого является город, внешние воздействие исходят прежде всего от людей или от обстоятельств, вызванных им.

Город включает в себя компоненты, к которым относят природные составляющие (рельеф, климат, вода, растительный и животный мир), искусственно созданный компонент - техносферу (промышленные предприятия, транспорт, жилые здания) и обязательную часть городской среды – население.

В течение длительного исторического развития в городах у человека сформировалась особая среда обитания. В процессе жизнедеятельности человек неразрывно связан с городской средой, составляя с ней взаимодействующую систему. Это взаимодействие дает как позитивный (комфортность жизнедеятельности), так и негативный результат. Негативный результат взаимодействия человека с городом определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – городская среда».

Позитивный результат определяет то, что город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть, от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.

В связи с особой ролью городов в развитии человечества возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимализировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния города на человека. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо определить зоны повышенной опасности в городе, сказать о негативных воздействиях городской среды на человека, их последствиях и способах борьбы с ними. А та же указать службы, входящие в систему обеспечения безопасности города.

Глава 1. Зоны повышенной опасности.

Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможной экстремальной ситуации, предусмотреть соответствующие правила поведения и тем самым обеспечить свою безопасность.

1.1. Улица

В эту зону опасности входят нежилые дома, дворовые закоулки, безлюдные улицы, пустыри, переулки.

В позднее, ночное время лучше обходить такие опасные места: пусть путь удлинится, зато снизится степень опасности. Но если пришлось идти переулком, надо держаться поближе к краю тротуара и подальше от темных подъездов, куда может затащить внезапно возникший злоумышленник. Следует идите с уверенным видом, на всякий случай держа в руках зонтик или фонарь.

Идя по шоссе, надо держаться той стороны, где транспорт движется навстречу – так вас не смогут затащить в подъехавшую сзади машину.

По возможности надо стараться избежать контакта с кем – либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если убежать не удалось, надо отбиваться, используя имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лицо, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.

Так же на улице следует внимательно смотреть на только по сторонам, но и себе под ноги. Городские дороги и тротуары по ряду причин могут стать скользкими и, как следствие, появляется большое число травмированных людей, особенно пожилого возраста.

1.2.Современное жилище.

В городе потенциально опасны даже сами дома, особенно многоэтажные, с крыш которых зимой и весной срываются сосульки, а из окон и балконов могут выпадать различные предметы.

Так же представляют опасность подъезды и лифты многоквартирных домов, где чаще всего совершаются нападения. Чтобы не стать их жертвой, следует соблюдать определенные меры предосторожности:

Не следует входить с незнакомыми, подозрительными людьми в подъезд, лифт;

Оказавшись наедине с незнакомцем в лифте, следует тут – же выйти;

При нападении надо позвать на помощь, позвонить в чью – либо дверь.

Современное жилище – средоточие различных сетей коммунального и индивидуального бытового обеспечения. В современной благоустроенной квартире проложена закрытая, разветвлённая по помещениям электропроводка, проведены сети труб водопровода, отопления, а так же канализации. для отвода различных бытовых отходов. Многие кухни оборудованы газовыми плитами, газ к которым поступает по трубопроводам. В этих условиях возможны самые разные экстремальные ситуации. Все трубопроводы в который в результате длительной эксплуатации, воздействия на него окружающей среды поддается коррозии, изнашивается. Иногда совсем не обязательно быть специалистом, чтобы разобраться с той или иной ситуации, попытаться предотвратить серьезные последствия.

Затопление.

Каждый участок трубопровода имеет центральный, промежуточный и оконечный краны (вентили). При утечке воды из крана необходимо перекрыть промежуточный, а при бале серьезной аварии закрыть центральный вентиль, который обычно находится в подвале подъезда, оконечный и промежуточной краны – в квартире. Так же следует поступить и при аварии системы отопления. Обо всех аварийных случаях нужно сообщить в домоуправление, вызвать специалистов и попытаться не допустить сильного затопления квартиры, так как затопление может привести к замыканию электропроводки, а это, в свою очередь – к поражению людей электротоком и пожару в доме.

Пожар.

Эту ситуацию легче предупредить, чем справиться с ее последствиями. При возникновении пожара необходимо локализовать очаг возгорания, воспрепятствовав доступу воздуха к огню. Если пожар возник по причине замыкания электропроводки, следует выключить распределительный электрический переключатель, находящийся на лестничной площадке каждого этажа, затем, если есть такая возможность, отключить центральный рубильник подъезда. Далее необходимо вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожар имеющимися подручными средствами (вода, песок и т.д.). Главное в этой ситуации – оповестить соседей пожаре и спасти людей, попавших в огонь.

Разрушение здания.

Эта экстремальная ситуация может произойти в результате взрыва или из-за разрушения строительных конструкций. В этой обстановке необходимо проявить решительность, смелость, а главное выдержку, правильно организовать спасение людей, не допустить паники (часто находящиеся в паническом состоянии люди бросаются из окон верхних этажей). При разрушениях зданий могут произойти и затопление, и пожар, и замыкание электропроводки. В любом случае самое важное в этой ситуации организовать спасение людей, особенно с верхних этажей.

1.3. Места скопления людей.

Места скопления людей, где преступниками легко совершить преступления и скрыться, являются зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы , парки , кинотеатры , места различных гулянии , подземные переходы и т.д .

На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев любую электричку. Вокзалы своим многолюдьем привлекают в основном воров и мошенников, «бомжей», так как среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которых легко обмануть. Находясь на вокзале, следует соблюдать следующие правила безопасного поведения:

Не оставлять вещи без присмотра;

Не доверять свои вещи, багаж незнакомым людям;

Не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды;

Чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах. Постаяв несколько минут и присмотревшись, кто постоянно играет и выигрывает, можно лично убедиться, что это одни те же лица.

Парки – излюбленные места сбора молодежи, подростков, различных компаний, места для распития спиртных напитков, а человек в состоянии опьянения теряет над собой контроль, привлекает грабителей и преступников всех мастей. В парке преступнику легко скрыться, поэтому не следует заходить в уединенные глухие места, следует держаться около людей.

Городские рынки так же являются зонами повышенной опасности. Это возможные места скопления воров, грабителей, мошенников. Здесь преступнику тоже легко скрыться, затерявшись в толпе.

В позднее, ночное время лучше обходить таки опасные места: пусть путь удлиниться, зато снизится степень опасности. По возможности надо стараться избежать контакта с кем – либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если это невозможно, то надо использовать все имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лица, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.

1.4.Транспорт.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. автомобильная авария (катастрофа) одна из основных причин гибели людей в условиях современного города. В большинстве случаев автомобильная авария возникает из–за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а так же из-за недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижными препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управлением автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приходят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь.

Немало дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:

Неожиданный выход пешехода на проезжую часть;

Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;

Наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике;

Отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.

Человек. едущий в транспорте, тоже должны соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДРП:

В случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, говору прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги;

При падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

Не засыпайте во время движения – есть опасность получить травму при маневре или резком торможении;

Если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

При ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;

По возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

Выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Метро – это огромная искусственная система, слажено работающий механизм.

экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

На эскалаторе;

На платформе;

В вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе:

Во время движения эскалатора держитесь за поручень;

Не ставьте на поручень багаж, а держите его в руках;

Не бегайте по эскалатору;

Не сидите на ступенях эскалатора;

Воспользуйтесь ручкой аварийного тормоза, если пассажир рассыпал багаж, замешкался при сходе с эскалатора или застрял в зазоре между ступеньками.

Экстремальные ситуации на платформе случаются реже, но все - же лучше не подходить близко к краю платформы. Кто-то на бегу может вас нечаянно толкнуть, вы

сами можете поскользнуться, при посадке толпа может столкнуть человека в проем между вагонами.

Если при вари или технических неполадках на лини ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена.

Глава 2. Негативные воздействия городской среды.

Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на городскую среду своей деятельностью и продуктами деятельности, генерируя в городе техногенные, экологические и социальные опасности.

2.1. Техногенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы – машины, сооружения, вещества и т.к. в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

В крупных, а тем более в крупнейших городах до сих пор сохраняется исторически сложившаяся через половица функциональных зон промышленных коммунальных, жилых. Растет число жертв от аварий (катастроф) на транспорте, промышленных и других объектах. О транспортных авариях (катастрофах) подробно написано в предыдущей главе, поэтому ниже рассмотрим аварии промышленные.

Производственные аварии (катастрофы) возникают в результате внезапного выхода из строя деталей, механизмов, машин и агрегатов либо по неосторожности человека и могут сопровождаться серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, катастрофическими затоплениями, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим заражением местности, увечьем и гибелью людей. Особую опасность несут аварии (катастрофы) на потенциально опасных производственных объектах: пожароопасных, взрывоопасных, гидродинамически опасных, химически опасных, радиационно опасных. На объектах промышленности возможны выбросы в атмосферу или разлив сильнодействующих ядовитых веществ. Нет гарантий и от радиационного поражения людей, связанного с возможными авариями на атомных станциях или военных объектах с ядерным оружием. Именно на этих объектах чаще всего происходят аварии (катастрофы), сопровождающиеся значительными материальными потерями, нарушением условий жизнедеятельности, увечьем и гибелью людей.

Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристикой технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

Техногенная деятельность городов и связанные с ней видоизменения среды обитания человечества повлекли за собой необходимость более пристального изучения экологической проблемы. В результате экологического неблагополучия в промышленных городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.

Существуют меры по рациональному устройству территорий, принимаемые в целях улучшения экологической обстановки:

Технологические (переход на более совершенные, «чистые» технологии);

Технические (совершенствование устройств очистки сбросов в водоемы и выбросы в атмосферу);

Структурные (закрытие и вывод за пределы города производств – загрязнителей и, наоборот, развитие производств, экологически уместных для него);

Архитектурно – планировочные (организация промышленных зон, создание санитарно – защитных разрывов).

2.2.Экологические опасности.

Города все больше становятся местами, малопригодными для здоровой жизни людей, да и всего живого в целом.

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта, и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен «культурными насаждениями» - парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Бывает, что и растительность играет отрицательную роль – в погоне за быстрорастущими и красивыми растениями, хорошо переносящими условия городской среды, большом количестве завозятся декоративные растения, которые могут вызвать у горожан различные аллергические реакции.

Множество неприятностей доставляют и размножающиеся в большом количестве на городских свалках и отстойниках птицы, грызуны, насекомые и микроорганизмы, являющиеся переносчиками и источником заболеваний.

И все-таки наибольшая опасность кроется в некачественной питьевой воде, загрязненном воздухе, некачественных продуктах питания, повышенном уровне радиоактивности, сильном воздействии электромагнитных волн.

Сегодня ¾ населения развитых и почти половина жителей развивающихся стран живут в промышленных центрах. Если в 1950 г. в мире было лишь 5 городов с населением более 5 млн. человек (общей численностью 48 млн. человек), то 1890 г. таких городов стало 36 общим числом жителей 252 млн. В 2000 г. уже насчитывалось около 60 городов с населением свыше 5 млн. с общей численностью в 650 млн. человек. Темпы роста населения мира в 1,5 – 2,0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты.

В город-миллионер в год поступает около 29 млн. (без учета воды и воздуха) различных веществ, которые при транспортировке, переработке дают значительное количество отходов, часть из которых попадает в атмосферу, другая часть вместе со сточными водами – в водоемы и подземные водоносные горизонты, еще одна часть в виде твердых отходов в почву.

Атмосферный воздух.

Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. Загрязнением атмосферы обусловлено до 30% общих заболеваний населения промышленных центров. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота. При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленными районами городов образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает из сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыми, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли). При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Автомобиль стал одним из главных виновников загрязнения городской среды. В год от каждой машины от стирания шин поступает в воздух до 10 кг резиновой рыли. А сколько ядовитых веществ выбрасывается из выхлопной трубы, сколько двигателем автомобиля поглощается кислорода и выделяется углекислого и угарного газов. Содержание свинца в выбросах из выхлопных труб машин может вызвать мозговые расстройства и умственную отсталость у детей.

Трубопроводы теплофикации выделяют наружу до 1/5 проходящего по ним тепла. Теплоотдача от фабрик и заводов, печей и котельных, различных механизмов и устройств так же способствует нагреву воздушного бассейна городов, от этих производств в воздух поступает 2/5 энергии всего сжигаемого топлива. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250 – 400 м, а контрасты температуры могут достигать 5 - 6° С. Неудивительно, что над крупными городами образуются дымовые купола с пониженной влажностью воздуха и повышенной влажностью воздуха и повышенной температурой. Увеличивается число центров конденсации (в 10 раз) и туманов (в 2 раза). Каждое четвертое заболевание горожан связано с загрязнением воздуха городов, а насыщенность его углекислым газом таково, что вдыхание его в течение нескольких часов способно нарушить деятельность головного мозга. Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластика, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

Основные источники загрязнения воздушной среды помещений условно можно разделить на четыре группы:

1. Вещества, поступающие в помещение с загрязненным воздухом.

2. Продукты деструкции полимерных материалов.

3. Антропотоксины (продукты жизнедеятельности человека).

4. Продукты сгорания бытового газа и бытовой деятельности.

Питьевая вода. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1 м3 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Несмотря на то, что человек без воды не проживет более 9-ти дней, именно вода является важной причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований. Вернее не сама вода, а токсические вещества, растворенные в ней.

Особую проблему представляет загрязнение воды детергентами – сложными химическими соединениями, входящими в состав синтетических моющих средств. Детергенты плохо поддаются очистке, и в водоемы обычно попадает до 50-60% их начального количества.

Среди промышленных отходов, сбрасываемых в воду, кроме органических соединений наиболее опасными для организма являются соли многих тяжелых металлов (кадмия, свинца, алюминия, никеля, марганца, цинка и др.). Даже в невысоких концентрациях они вызывают нарушение различных функций человеческого организма. Высокие же концентрации солей тяжелых металлов вызывают острые отравления.

Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сооружений и сетей в городах является причиной вторичного микробного загрязнения питьевой воды при транспортировании по разводящей системе. Причинами этого являются износ водоразводящих сетей (50 и более процентов), несвоевременное устранение аварий и утечек, отсутствие профилактического обеззараживания водопроводов.

Не употребляйте хлорированную воду;

Используйте только воду, очищенную с помощью высокоэффективных очистителей или методом вымораживания;

Пейте только кипяченую воду!

Радиоактивность. В последние годы наибольшее внимание вызывает вопрос о воздействии радиации на человека и окружающую среду. Говоря об истопниках радиационного фона в жилых помещениях, целесообразно подробнее остановиться на значении такого газа, как радон. Радиационная опасность создается, прежде всего, за счет вдыхания альфаизлучающих аэрозолей продуктов распада радона и натрия. Человек контактирует с радоном и торием везде, но главным образом в каменных и кирпичных домах, при использовании газа для приготовления пищи и обогрева, с водой. Большую опасность представляет попадание паров воды с высоким содержанием радона в легкие вместе с вдыхаемым воздухом, что чаще всего происходит в ванной комнате, где, как показали исследования, концентрация радона в 3 раза выше, чем на кухне и в 40 раз выше, чем в жилых комнатах. К значительному повышению концентрации радона внутри жилых помещений могут привести меры по сохранению тепла в зимнее время.

Опасность радона помимо вызываемых им функциональных нарушений (затруднение дыхания, мигрень, головокружение, тошнота, депрессивное состояние, раннее старение и т.д.) заключается ещё и в том, что вследствие внутреннего облучения легочной ткани он способен вызывать рак легких.

Для того, чтобы уменьшить риск радонового облучения необходимо проводить защитные мероприятия:

Тщательно проветривать помещения;

Использовать для полов специальные покрытия;

Заменять газовые плиты в квартирах на электрические;

Использовать для строительства новых домов проверенные материалы.

Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений. В результате многолетних наблюдений выяснилось, что электромагнитные поля (ЭМП) представляют огромную опасность для здоровья, поскольку при длительном воздействии на человека они способны вызвать рак, лейкемию, опухоли мозга, рассеянный склероз и другие тяжелые заболевания. ЭМП, создаваемые различными устройствами, генерирующими, передающими и использующими электрическую энергию являются распространенным и постоянно возрастающим негативным фактором городской среды.

В настоящее время имеется огромное количество источников ЭМП, находящихся как вне жилых и общественных зданий (линии электропередач, станции спутниковой связи, радиорелейные установки, телепередающие центры, открытые распределительные устройства, электротранспорт и т.д.), так и внутри помещений (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые радиотелефоны, бытовые микроволновые печи и др.)

В городах наблюдается существенное изменение уровня напряженности ЭМП в течение суток: днем в период работы промышленных и коммунальных предприятий он возрастает, к вечеру снижается. Суточные колебания искусственного ЭМП резко изменяют электромагнитную обстановку города в целом. Естественно, это не проходит бесследно для жителей города, многие из которых подвержены воздействию ЭМП на своих рабочих местах. Основным способом защиты населения от воздействия внешних ЭМП в жилой зоне является защита расстоянием, то есть между источником ЭМП и жилыми домами должна быть соответствующая санитарно-защитная зона. Другой надежный способ защиты организма от пагубного воздействия ЭМП, источниками которого являются бытовые приборы и персональные компьютеры – защита временем. То есть время работы вблизи таких приборов должно быть ограничено.

Шум в жилой срде.Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ. Предельное значение, шума, не вызывающее вредных последствий - 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10-15 раз.

Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт.

Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим - почти на треть.

Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

Для снижения шума на жилой территории необходимо соблюдение следующих принципов:

Вблизи источников шума размещать малоэтажные здания;

Шумозащитные объекты строить параллельно транспортной магистрали;

Группировать жилые объекты в закрытые или полузакрытые кварталы;

Здания, не требующие от шума (склады, гаражи и т.п.), использовать в качестве барьеров, ограничивающих распространение шума.

Вибрация в условиях жилища.

Вибрация как фактор среды обитания человека наряду с шумом относится к одному из видов её физического загрязнения, способствующего ухудшению условий проживания городского населения.

Колебания в зданиях могут генерировать внешние источники (подземный и наземный транспорт, промышленные предприятия), внутридомовое оборудование встроенных предприятий торговли и коммунально-бытового обслуживания населения. Вибрация в квартире часто вызвана эксплуатацией лифта. В некоторых случаях ощутимая вибрация наблюдается при строительных работах, проводимых вблизи жилых зданий. Регулярно повторяющиеся через 1.5-2 минуты колебания пола, сотрясения стен, мебели и т.п. нарушают отдых жителей, мешают выполнению домашних дел, не дают сосредоточиться на умственном труде. Люди, проживающие в таких домах, испытывают повышенную раздражительность, нарушение сна. Наиболее подвержены негативному воздействию вибрации лица в возрасте от 31 до 40 лет и с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы.

Важнейшим направлением решения проблемы ограничения неблагоприятного воздействия вибрации в жилищных условиях является гигиеническое нормирование ее допустимых воздействий.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о комплексном воздействии ряда неблагоприятных факторов, которые привели к снижению защитных сил организма городского жителя и повышенной восприимчивости к различным болезням. Между геохимической структурой загрязнения территории городов и состоянием здоровья населения существует связь, прослеживаемая на всех этапах – от накопления загрязняющих веществ и возникновения иммунобиологических сдвигов в организме до повышения заболеваемости. Являясь функцией от многих переменных, здоровье городского населения представляет собой интегральный показатель качества окружающей среды.

2.3.Социальные опасности.

Неблагоприятная социальная обстановка возникает в результате эпидемий, разрешения социальных, межнациональных и религиозных конфликтов непарламентскими способами, действиями бандформирований и групп, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных и культурных ценностей.

Последствия от неблагоприятной социальной обстановки в городах могут быть самыми различными: от возникновения опасных для здоровья условий проживания при эпидемии до разрушений, пожаров, возникновения обширных очагов химического, биологического, радиационного заражения, массовой гибели людей при ведении боевых действий, во время общественных беспорядков, совершенном теракте.

Скопление людей в городах является благоприятной почвой для возникновения межличностных и групповых конфликтов, ухудшения криминальной обстановки, увеличения опасности для жизни и здоровья человека. Число правонарушений, террористических актов, массовых беспорядков растет год от года. Темпы роста преступности в городах в 4 раза опережают темпы роста населения в них

Радикальное и подчас болезненное реформирование практически всех сфер жизни породило в городах ряд явлений, которые становятся серьезными криминогенными факторами. В их числе:

Экономическая нестабильность;

Увеличение уровня безработицы;

Усиление расслоения населения по уровню доходов;

Изменение на уровне государственной политики идеологических установок в

отношении собственности, средств производства и психологическая

неготовность многих людей воспринимать эти изменения;

Дефицит власти;

Проявление бюрократизма и распространение коррупции в государственном

аппарате.

Этим, очевидно, объясняются высокие темпы роста преступности в последние годы и, в частности, участившиеся случаи массовых антиобщественных проявлений, нередко сопровождаемых тяжкими последствиями (убийствами, телесными повреждениями, поджогами, погромами, уничтожением имущества, неповиновением органам власти).

Серьёзным социальным раздражителем и криминогенным фактором являются беженцы, которые в основном концентрируются в городах. Многие из них, не справившись с трудностями, начинают добывать средства на жизнь противоправным путем, занимаясь воровством, грабежами, разбоями и нередко организуя в этих целях преступные сообщества.

Именно в крупных городах появляются различные неформальные молодежные объединения – металлисты, панки, фаны, рокеры, скинхэды. При определенных условиях перечисленные группы молодежи могут представлять собой реальную опасность для окружающих людей, и это следует учитывать в повседневной жизни. Неформальные объединения являются основными участниками в нарушении общественного порядка в публичных местах, то есть в массовых беспорядках. Один из видов массового беспорядка - массовые погромы , сопряженные с насилием, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых или взрывных устройства с оказанием вооруженного сопротивления представителям власти.

Другой вид – массовые зрелища , так же всегда таит в себе взрывную опасность. В наибольшей степени это относится к концертам рок-музыки, когда экстаз слушателей, нередко накачавшихся наркотиками, приводит к печальным последствиям. Довольно большое количество болельщиков гибнет на стадионах, несмотря на принимаемые меры безопасности. Религиозные праздники так же зачастую сопровождаются человеческими жертвами. К числу потенциально опасных событий относятся так же демонстрации, политические манифестации, всенародные праздники.

Высокая степень общественной опасности участников массовых зрелищ обусловлена, фактом существования трудного поддающегося контрою большого скопления людей, фактами причинения ущерба имуществу и вреда здоровью гражданам(а иногда и смерти), дезорганизацией деятельности органов власти и управления.

Из сказанного можно сделать вывод, что любые массовые беспорядки наносят материальный и физический вред, дезорганизуют жизнь общества.

Реальной угрозой безопасности в современном общества стал терроризм . Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. В основном, любые формы проявления терроризма больше угрожают безопасности больших городов и их населению, влекут за собой огромные политически, экономические и моральные потери, оказывая сильное психологическое давление на людей и унося все больше жизней ни в чем не повинных граждан.

Глава 3. Система обеспечения безопасности.

Рассмотрев источники опасности в современном городе, необходимо назвать службы, которые помогают людям справляться с чрезвычайными ситуациями. Говоря о системе безопасности города, необходимо подчеркнуть, что существуют службы городские и районные.

Службы безопасности в городе:

Служба защиты от пожаров (пожарная охрана)

Служба охраны правопорядка(милиция)

Служба охраны здоровья (скорая помощь)

Служба газа

Главная задача противопожарной службы – обнаружив очаг пожара, локализовать его, спасти попавших в беду людей и, естественно, потушить огонь. Пожарные применяют разные по назначению пожарные машины: основные, специальные и вспомогательные. На каждую пожарную машину назначают боевой расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных. Боевые расчеты на основных и специальных машинах называют отделением. Отделение, сооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны. Последнее способно самостоятельно выполнять задачи по тушению пожара, спасению людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Милиция призвана обеспечить охрану общественного порядка, личной и другой собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Важнейшими задачами милиции являются предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных действий, быстрое и полное раскрытие преступлений, всемерное содействие устранению причин, порождающих преступления и иные правонарушения.

Обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. возложено на дорожно-патрульную службу (ДПС). Деятельность ДПС направлена на проведение мероприятий по предупреждению и снижению тяжести дорожного травматизма, пресечению правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности.

В числе основных задач ДПС:

Надзор за соблюдением правил дорожного движения;

Регулирование движения;

Участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

Осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного

происшествия, оказание помощи пострадавшим и эвакуация их в

лечебные учреждении;

Транспортировка поврежденных транспортных средств с места ДТП.

Скорая медицинская помощь располагает коллективом врачей различных специальностей, хорошо подготовленным вспомогательным персоналом, парком маневренных легковых автомобилей. Основная задача этой службы – оказать врачебную помощь пострадавшему и, если необходимо, доставить его в ближайшее лечебное учреждение. Современное медицинское оборудование позволяет квалифицированно оценить состояние пострадавшего (больного) и вовремя ему помочь.

Основной задачей аварийной газовой службы является обнаружение и устранение утечки газа возникшей в результате аварийной ситуации либо связанной с неправильной эксплуатацией газового оборудования.

Очень важно, в случаях аварии или опасной ситуации правильно запомнить порядок вызова соответствующей службы:

1. Снять трубку телефона и набрать нужный номер.

2. Сообщить причину вызова.

3. Назвать свое имя и фамилию.

4. Сообщить куда прибыть и номер телефона.

К районным коммунальным службам относятся: водообеспечение, электроснабжение, система газификации, дорожная служба. Кроме того, каждый район делится на микрорайоны, где при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям и канализационным сетям. Обеспечение безопасности жизнедеятельности – понятие достаточно широкое, к этой системе следует отнести так же санитарно – эпидемическую службу, службу спасения на воде, районный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. На страже чести и достоинства граждан, их имущественной и жилищной неприкосновенности стоят суды и прокуратура.

Заключение.

Таким образом, анализируя роль города в жизни человека, мы видим, что жизнедеятельности человека в условиях современного города потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям различного характера. А с момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью горожан намного больше в сравнении с сельскими жителями. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, каковой является город, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Все действия человека и все компоненты городской среды (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность.

Поэтому обеспечение безопасности в условиях современного города жизнедеятельности есть главная задача для городских жителей, предприятий, организаций и учреждений. Решение проблему обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных(комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (городской, жилой, производственной) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни. Можно сказать, что задача обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе, как среде обитания состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а в том, чтобы снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Реализуясь в пространстве и времени, опасности города угрожают не только отдельному индивиду, но и той или иной социальной группе.

Как же достичь безопасности? Первейшим и главнейшим способ состоит в повышении информированности народа. Родители с детства обязаны научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с опасными предметами и ядовитыми предметами и ядовитыми веществами. Активно способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни.

В средних учебных заведениях педагогам следует обратить особое внимание на формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства личной с коллективной безопасности, привитие навыков в распознавании и оценке опасностей, а так же безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице.

Для профилактики опасностей и защиты от них, выработки надлежащего мировоззрения и поведения людей служит наука «Безопасность жизнедеятельности». Её целью является формирование знаний и умений по защите жизни и здоровья у условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий и оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасности; сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них.

«Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает общую грамотность в области безопасности, являясь неотъемлемой составной частью подготовки всесторонне развитой личности.

Список используемой литературы:

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. –СПб.: Митер, ц007.

2.Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3.Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издаетльский центр «МарТ», 2003.

4.Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /В.Ю. Микрюков. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 2-е изд., испр. и доп. /Ю.В Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС,2002.

Основы безопасности жизнедеятельности в транспорте

ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность в городе и общественном транспорте.

Безопасность в автобусе.

Система автобусного сообщения - самая развитая транспортная связь в нашей стране. Ни в одном населенном пункте не обходятся без этого вида
транспорта. Автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними.
Неопытность водителей, некачественное состояние дорог, сознательное нарушение правил дорожного движения становятся причинами непредвиденных аварийных ситуаций, в которых гибнут или получают увечья люди.

Правила безопасности при пользовании автобусным транспортом:

Избегайте пустынных остановок в темное время суток;
не стойте в первом ряду толпы, когда подъезжает машина, электропоезд и др., - вас могут столкнуть под колеса;
не засыпайте в транспорте - можно проспать остановку или травмироваться при резком торможении;
не ездите на ступеньках и подножках;
избегайте пустого транспорта, а если не удалось - сядьте ближе к водителю, но не у окна, а ближе к проходу;
не вступайте в контакт с подозрительными или агрессивными пассажирами, не встречайтесь с ними взглядом.

Последовательность действий в экстремальной ситуации:

1. Постарайтесь соблюдать спокойствие и рассудительность, ни в коем случае не поддавайтесь панике, по мере возможности препятствуйте ее началу.
2. Пользуясь основным или запасным выходами покиньте автобус и помогите эвакуироваться пострадавшим пассажирам. Запасной выход открывается следующим образом: надо выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло. При невозможности открыть боковые выходы, эвакуируйтесь через верхние вентиляционные люки.
3. Используя медицинскую аптечку и подручные средства, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
4. Через проходящие по дороге машины оповестите о случившемся милицию и «скорую помощь».
При опрокидывании автобуса или его резком торможении постарайтесь крепко уцепиться за поручни и зафиксировать туловище в жестком положении, чтобы вас не бросало по салону.
В случае затопления автобуса, например при его падении в реку, необходимо открыть верхние люки и покинуть салон, пока автобус еще находится на плаву. Если салон уже заполнен водой, откройте все выходы и выберитесь на поверхность воды.

При возникновении пожара в салоне автобуса:

Не поддавайтесь панике;
поставьте в известность водителя;
защитите органы дыхания платком, шарфом, полой куртки и т. д.;
откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей или разбейте боковые окна ногами, держась при этом за поручни;
при возможности гасите огонь имеющимся в салоне огнетушителем;
выбравшись из горящего салона, помогите эвакуироваться другим.
Безопасность в метрополитене. Важное место в системе городского транспорта занимает метро. Расположение станций с необходимым оборудованием, движение под землей поездов создают ряд трудностей для работников метрополитена и пассажиров.
Кроме мер пожарной безопасности, мер по недопущению поражения электрическим током, в метро необходимо предусматривать мероприятия по эвакуации пассажиров на случай затопления подземных станций и тоннелей.

Правила безопасности граждан при пользовании метрополитеном:

На эскалаторе стойте с правой стороны (лицом по направлению движения), а проходите - с левой;
при движении на эскалаторе держитесь за поручень и не прикасайтесь к неподвижным частям эскалатора;
придерживайте вещи, которые вы поставили на ступеньки эскалатора;
при сходе с эскалатора не задерживайтесь приподнимайте длинные полы одежды, ребенка держите за руку или на руках;
если эскалатор начал разгоняться, а тормоза не сработали, единственно верное решение - перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу;
на платформе в ожидании поезда размещайтесь равномерно по длине поезда;
если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, немедленно подайте знак машинисту круговыми движениями руки, затем вызовите любого работника метрополитена;
если вы оказались на пути, не пытайтесь самостоятельно подняться на платформу: именно под ней расположен 825-вольтный контактный рельс;
если вы оказались на пути, а поезд еще не въезжает на станцию, бегите к «голове» платформы - к часам;
если поезд уже показался, ложитесь между рельсами;
заметив на платформе или в вагоне оставленный чемодан, коробку, сумку, сообщите об этом работнику метрополитена, а сами отойдите от найденного предмета как можно дальше - не исключена возможность того, что в нем бомба;
оставив свои вещи в вагоне, сообщите дежурному маршрутный номер уходящего поезда (он написан на лобовом стекле последнего вагона) и номер вагона, в котором вы ехали;
если вагон долго стоит в тоннеле и пассажиры начинают задыхаться, падать в обморок, откройте или разбейте окна (например, огнетушителем).

В метро категорически запрещается:

Заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда;
сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе;
спускаться на пути и ходить по путям;
открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей вагонов на остановках;
входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии;
курить на станциях и в вагонах;
провозить пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и предметы, бытовые и газовые баллоны;
без крайней нужды ходить по неработающему эскалатору - он может начать двигаться.

Безопасность в городе.

При неблагоприятном стечении обстоятельств современный город становится небезопасным для человека. Угрозу здоровью и жизни граждан могут
представлять общественный транспорт, посещения кинотеатров, развлечения в позднее время. Большое скопление народа, притупляя внимание человека, также облегчает злоумышленникам исполнение преступных намерений.
В городе при большом скоплении людей и довольно тесной застройке природные ненастья и стихийные бедствия много опаснее, чем в сельской местности. При нарушении своевременности медицинской помощи, бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом, надежной работы транспорта горожанин испытывает чувство дискомфорта и часто становится беспомощным.

Для того чтобы избежать экстремальных ситуаций в городе, придерживайтесь следующих правил:

Избегайте плохо освещенных и малолюдных мест;
держите деньги или драгоценности во внутреннем кармане, не показывайте их посторонним;
не открывайте свой кошелек на глазах у незнакомых людей;
при необходимости ночных передвижений по городу пользуйтесь такси, не соглашайтесь на то, чтобы вас подвозили незнакомые люди;
при поиске необходимого адреса обращайтесь к разным людям, так как единственный ответ может быть неправильным;
избегайте большого скопления людей;
не приближайтесь из любопытства к месту, где происходит какое-либо собрание или что-то случилось;
будьте внимательны на дороге, вне зависимости от того, пешеход вы или водитель.

Безопасность в местах массового скопления людей.

Помните, что если митинг запрещен, то он превращается в экстремальную ситуацию еще до начала. На митинге соблюдайте следующие правила безопасности:
оставьте детей дома;
не берите с собой колющие и режущие предметы, а также сумку;
не надевайте галстук, шарф;
без крайней необходимости не берите плакаты на шестах и палках;
снимите различные знаки и символику со своей одежды;
если вы не корреспондент, не берите с собой фотоаппарат и камеру;
возьмите с собой удостоверение личности;
держитесь подальше от милиции;
не приближайтесь к агрессивно настроенным группам;
не старайтесь попасть ближе к трибуне или микрофону;
если возник конфликт с милицией, не теряйте самообладания, не делайте резких движений, не кричите, не бегите;
если вас задержали, не пытайтесь на месте спорить и доказывать, что вы здесь случайно;
если при разгоне демонстрации применяется слезоточивый газ, защитите рот и нос платком, смоченным в любой жидкости, часто моргайте глазами;
никогда не двигайтесь против толпы, избегайте ее центра, а также края, опасного соседством с витринами, решетками и т. д.;’
уклоняйтесь от всего неподвижного в пути, иначе вас могут просто раздавить;
не цепляйтесь ни за что руками - их могут сломать;
не пытайтесь поднять упавшие вещи;
если вы упали, быстро подтяните к себе ноги, защитите голову, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать;
из плотной, но неподвижной толпы выбирайтесь, притворившись больным, пьяным, сумасшедшим или сделав вид, что вас тошнит.