Представь себя на месте наших сограждан участвовавших. Наши соотечественники в Microsoft. С чего началась Россия


Наша редакция участвует в независимом межрегиональном журналистском проекте «ПРЕДСТАВЬ! ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ», цель которого - дать слово гражданам России в дискуссии об образах будущего России. Идея проекта принадлежит участникам Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику.

Мы представим мнения наших сограждан в СМИ. Приглашаем вас к участию в проекте!

Заяц Зоя Георгиевна, 64 года; высшее образование. Место работы: МБОУ ДО ГДДТ г. Шахты.

В моем возрасте и при накопленных проблемах со здоровьем загадывать на семь лет вперед достаточно сложно. Дай бог дожить.

А будет мне в 2025 уже 71 год. Конечно, хочется видеть себя не в инвалидном кресле и уж тем более не лежачим больным в памперсах и с деменцией.

А если помечтать со здоровой долей оптимизма…Учительница на пенсии.

Хочется, чтобы эта самая пенсия позволяла кроме трат на лекарства, коммуналку и продуктовую корзину, еще и делать приличные подарки близким – детям, внукам, иногда баловать себя какими-то приятными мелочами, вылазками в кино, на природу, поездками к морю. Чтобы жить, а не выживать, жить нормальной, а не нищенской жизнью, сохранить достоинство, самодостаточность и самостоятельность, не быть обузой детям, в меру сил приносить пользу, заниматься творчеством – самое время для разбора архива и работы над книгой.

К этому времени мой внук по сыну будет уже старшеклассником, и, возможно, появится ещё один маленький человечек в семье дочери.

А ещё, надеюсь продолжать общаться со своими взрослыми выпускниками, заочно в соцсетях, а иногда и принимать их у себя за чашечкой кофе, пусть даже и цикорного, но ради такого случая, с ложечкой моего любимого Амаретто.

Название проекта «ПРЕДСТАВЬ! ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ» предполагает описание радужной перспективы, некоего «Города Солнца», но жизненный опыт говорит, что это утопия, а мир далеко не идеален. И наш город тоже.

Ну, помечтаем. Через семь лет в нашем городе построят несколько новых школ и детских садов. Кстати, это реально планируется. По примеру москвичей, городские власти изыщут средства для масштабного обновления жилого фонда, застройки спальных районов современными домами с квартирами улучшенной планировки и созданием всей необходимой инфраструктуры в шаговой доступности.

В городе олимпийских чемпионов завершится ремонт стадиона, и построят современные теннисные корты и спортивные площадки в микрорайонах. Расширится штат тренеров и спортинструкторов.

В городском парке отреставрируют «поплавок», летний театр и фонтаны, построят стационарную эстраду, современные клубные помещения с открытыми верандами для шахматистов и любителей других настольных игр, открытый плавательный бассейн для отдыха, разобьют цветочные клумбы.

Отремонтируют дороги, и будут постоянно поддерживать их в рабочем состоянии. Оборудуют остановочные площадки лавочками, по возможности с прозрачными навесами. Заменят, наконец, устаревшие маршрутки более комфортабельными микроавтобусами и добьются четкого соблюдения интервала движения.

Ночью на всех улицах и переулках должно быть освещение. Лучше всего со световыми датчиками, чтобы фонари автоматически зажигались с наступлением темноты и отключались с рассветом.

Семь лет – не много, но не так уж и мало. За это время можно многого добиться.

Безусловно, я хочу видеть свой город, весь донской край успешным, динамично развивающимся, перспективным, комфортным для жизни.

А Россию – сильной, просвещённой и процветающей, имеющей большой политический вес и мощную армию. Чтобы никому даже на ум не приходило раскрывать рот против нашей страны, зариться на наши богатства, грозить нам санкциями, шельмовать наших спортсменов. Мы давно уже Великая страна, таковой и останемся. И мир должен с этим считаться и уважать нас.

Сухова Валентина Юрьевна , 62 года. Образование – последнее: высшее экономическое. Место работы, должность – Шахтинская городская общественная организация Ростовской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», председатель (руководитель).

- Представьте свое личное будущее через 7 лет. Каким Вы его видите в 2025 году?

Если бы я была чуть помоложе, то свое личное будущее я представляла бы несколько другим, чем могу представить сейчас. Во-первых, мне будет 69 лет, а это возраст бабушек. Во-вторых, и это вытекает из «во-первых», я надеюсь, что через 7 лет мой единственный сын наконец-таки осчастливит меня внуком или внучкой, и я на законных основаниях буду считаться бабушкой, а не только по возрасту. В-третьих, и это главное, я посвящу остаток своей жизни внуку или внучке, чего я не могла сделать для своих сыновей, надо было много работать, и я не могла до конца испытать всего счастья материнства, большую часть времени проводила на работе, за подготовкой к урокам, проверкой работ студентов… Я буду свободна от работы, всяких общественных ненужных дел и буду путешествовать по миру, сама посмотрю и внукам покажу. А еще я хочу видеть здоровым и счастливым моего сынулю Павлушу и всех моих родных и близких.
- Как Вы думаете, что будет с Вашим городом, областью, что будет со страной в целом через 7 лет, в 2025 году? Какие главные изменения скорее всего произойдут там, где Вы живете, и во всей России?

– Ну, это очень сложный вопрос! Думаю, что Россию ждут немалые потрясения и изменения, изменения в сторону процветания. Решатся проблемы малых городов, поселков, возродится планирование в стране, без чего невозможен экономический рост, снова будет бесплатная медицина, образование, у народа появится уверенность в завтрашнем дне, он как в былые времена начнет мечтать, верить и надеяться.

Будущее нашего города непросто представить. Потому что нет какой-то одной такой отрасли производства, как раньше была угольная промышленность, «Ростовуголь», которые могли бы снова поднять авторитет нашего города. Думаю, надо восстановить легкую промышленность, ХБК, то есть производство, которое сделает наш город экономически независимым и будет приносить в бюджет города хорошую прибыль.

Россию вижу главным лидером в мире с высоким авторитетом миротворца, все страны будут за честь считать сотрудничество с нашей страной! Так будет!
- А какими Вы хотели бы видеть свой город, регион (область, край, республику), какой Вы хотели бы видеть всю нашу страну через 7 лет, в 2025 году? Что было бы желательно изменить, чего следовало бы достичь, какой должна стать Россия?

Город хочу видеть чистым, ухоженным, процветающим, без лишних бутиков и цветочных ларьков. Чтобы было много скверов для отдыха с красивыми клумбами, фонтанами и не только в центре города, но и в отдаленных поселках.

Страну хочу видеть гордой, независимой. Чтобы в нашей стране не было бедных и нищих, чтобы пенсионеры жили достойно, а экономика была сильной.

"Всюду лужи, местами представляющие собой разливы"

В отличие от быстрой езды, езду долгую русские не любили, но столетиями были вынуждены приноравливаться к затяжным поездкам по бескрайним степям и лесам. Со временем накопился опыт наилучшего и комфортабельного преодоления немереных расстояний.
Прежде всего путники должны были остерегаться разбойников. Даже на рубеже XIX-XX веков, когда организованных шаек уже не было, но грабители-одиночки все же попадались, считалось не лишним иметь при себе револьвер. Опытные люди также заказывали себе в Златоусте специальные палки из гнущегося железа, аналог современных бейсбольных бит. Не менее важным аспектом была и еда с питьем. Знающие путешественники писали, что в России, особенно в ее азиатской части, есть дороги, где за много дней пути нельзя встретить ни единого источника с несоленой или незамутненной водой. Во избежание отравлений и прочих проблем с желудком некоторые брали в дорогу исключительно простонародное толокно. Блюдо это готовилось элементарно. Овсяную муку грубого помола перед дорогой прожаривали, что улучшало вкус толокна и избавляло его от разного рода вредителей. А чтобы утолить голод, в муку вливали теплое молоко или холодный квас.


За время автопробега Париж—Москва автомобилист, инженер и философ Петр Энгельмейер сделал много поучительных наблюдений

В общем, подданные Российской империи имели немалый опыт дальних путешествий с помощью двух-трех лошадиных сил и были вполне готовы к продолжительным поездкам с помощью бензиновых моторов с несколько большим числом лошадиных сил. Первую поездку в дальнее зарубежье совершил в 1899 году известный в то время русский велосипедист и автомобилист Петр Орловский. "20 октября в 2 ч. дня издатель "Самоката" П. А. Орловский,— писал его журнал,— отправился на моторке в дальнюю поездку Санкт-Петербург—Париж. Погода отвратительная. Всюду грязь, лужи, местами представляющие собой разливы. Особенно тяжела дорога у Средней Рогатки, где на пути образовались настоящие омуты. Трехколесный мотор весь покрыт приборами: часами, указателем скорости хода, измерителями подъемов, имеются два гудка: сильный — дорожный и слабый — городской... Хотя его езда не отличалась резвостью, он блестяще выполнил свою задачу, проехав в разгар осенней распутицы до Парижа. Когда он въезжал в Париж, из этого же города выезжал на моторе г-н Тидеман, обязавшийся проехать до Москвы".
Описанные Орловским трудности надолго отвратили соотечественников от поездок на колясках с мотором. Следующая известная попытка состоялась лишь четыре года спустя, в 1903 году, когда в Париж отправилась супружеская пара Грибоедовых. Но и их неспешный вояж не вызвал среди соотечественников желания сесть в автомобиль, увидеть Париж и умереть, слетев с дороги где-нибудь в русской или немецкой глубинке. Куда проще и удобней было путешествовать во Францию и обратно в комфортном купе поезда. Тем более что в обратный путь на родину можно было прихватить ящик-другой шампанского и, договорившись с таможенниками, сэкономить на пошлинах почти столько же, сколько стоил железнодорожный билет.
Лишь после того, как в 1908 году поездку из Парижа в Москву совершил авторитетнейший русский автомобилист, инженер и философ Петр Энгельмейер, а его записки о путешествии стали широко известны в стране, началась эра русских автопутешествий по Старому Свету.

"Для получения разрешений надо "помаслить лапку""

Главным отличием русских дорог от нерусских было то, что на нерусских дорогах было больше людей, а на русских — больше животных (внизу — русская глубинка, вверху — немецкая)

Энгельмейера нужно было бы назвать не автотуристом, а перегонщиком — главной его целью было забрать в Париже сделанный по его заказу автомобиль. Будучи участником многих гонок и настоящим спортсменом, он не мог поступить так, как делали все покупатели иномарок дореволюционной эпохи,— упаковать автомобиль в ящик и отправить его по железной дороге в Россию. Он решил проехать на новеньком "Дарраке" до Москвы. Причем не тащиться со скоростью телеги, а ехать вполне резво для того времени — 30-60 км/ч.
Но, чтобы ездить за рулем по Франции, требовались разрешительные документы. И Энгельмейер без утайки делился опытом их получения: "Для того чтобы выхлопотать патент шофера... пришлось озаботиться свидетельством из участка о приписке. Это меня заинтересовало: как мне выдадут таковое, раз не прописывали паспорта? Вернулся домой в Сюрены и послал хозяйку с паспортом в полицию. Но оказалось, что паспорт ни к чему, а что мне надо самому идти в участок, приведя с собой двух свидетелей. Взял одного — мужа хозяйки,— и вечером мы пошли. Вопрос о втором свидетеле разрешился очень просто: мы захватили с собой ближайшего совершенно незнакомого нам кабатчика, к которому потом за это и пошли выпить по два стакана белого вина. Свидетельство о месте жительства было мне выдано тотчас и ничего не стоило".
Куда более серьезной проблемой было получение самих прав. Для русского человека странность была в месте их выдачи, но отнюдь не в способе получения: "Во Франции шоферов экзаменуют и автомобили осматривают горные инженеры. Вся Франция разделена на "минералогические" (т. е. горные) округа, и горные инженеры ведают обращением автомобилей. Не сразу поймешь: какое дело инженеру, копающемуся в недрах земли, до движения экипажей по земной поверхности? Оказывается: горные инженеры заведуют и паровыми котлами.
Парижане меня предупреждали, что получение разрешений длится без конца и что для ускорения надо "graisser la patte", т. е. "помаслить лапку". Предоставляю читателю понимать эту фразу; я же постарался ее не понять, рассуждая так: ведь я же не на своей дорогой родине, где заставят понять. Я принял другую тактику: приставал, и надоедал, и мозолил глаза. Это очень хорошо помогло: вместо двух-трех недель, как, по словам знатоков, длятся эти разрешения, у меня времени вышло всего одна неделя".
Получив права, Энгельмейер начал ездить по французской столице и был поражен отличиями парижского и московского движения: "Для автомобилей в Париже предписана 12-километровая скорость. Но полиция ее требует только в скученных частях города, а в прочих смотрит сквозь пальцы. Собственно говоря, при таком сильном движении, как в Париже, это недурная скорость, и вас даже поражает в первый день вашего пребывания то, что эту скорость удается держать даже в тесноте. Но скоро вы прозреваете причину этого: все население к ней привыкло, едущие не перегоняют друг друга, а прилаживаются друг к другу. Здесь вы не увидите, чтобы целый ряд порожних ломовых с невзнузданными лошадьми вам перегораживал дорогу, нарочно стегая лошадей. Прохожие тоже остерегаются... Вот почему эту 12-верстную скорость можно держать ровно, и выходит скоро. А у нас назначьте хоть 6 верст в час, все равно ежеминутно движение останавливается вследствие отсутствия дисциплины как у кучеров, так и у публики".
Но еще больше русского автотуриста поразил интерес французской полиции к чистоте выхлопа. А ведь дело происходило без малого век назад: "Раз десять рисковал штрафом за дым. Посудите сами: машина новая, смазывать надо обильно. Ну, естественно, сзади дымок. А как в тесноте выключишь мотор, так это уже не дымок, а дым. Полицейские несколько раз строго показывали на дым, и я все боялся появления белой палочки. Все обошлось благополучно".

"Эти дети и дети! Куры и дети!"

В Австро-Венгрии, точнее в принадлежавшей ей Чехии, куда решили свернуть с прямого пути в Россию путешественники, вместо кур и детей дорогу постоянно перегораживали гуси. Животные становились на пути машины Энгельмейера постоянно, и он, как истинный философ, занялся обобщениями: "Езда на автомобиле перед вами обнаруживает психологию разных животных... Корова стоит и безучастно, опустив хвост, смотрит на вас и вдруг в последнюю минуту, задрав хвост, бросается без всякого соображения, иногда прямо под вас. Быка бояться нечего, он очевидно считает ниже своего достоинства уделять внимание какому-нибудь автомобилю. Свинья бывает разная. Если она предается кейфу в грязной луже, или когда дородную мамашу теребят с полдюжины поросят, то такая свинья ничего не предпримет. Но опасна трудолюбивая свинка, которая, нервно моргая хвостиком, хлопотливо роет край шоссе в блаженном неведении совершаемого преступления. Такая свинья опасна тем, что она вас видит только в последнюю минуту и бросается к своему дому, часто поперек вашей дороги. Но кто всего досаднее, так это куры. Где бы курица ни была, она непременно должна перебежать вам дорогу".

Slide 1

Домашнее задание
Ваша задача дома –
1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 9
1. Прочитать § 10 и ответить на вопросы перед ним.

Slide 2

История России

Тема модуля (раздела) 2.

Тема урока

Slide 3

Цели урока по линиям
развития личности
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях
На основании фактов сформировать Гражданской войны представление
о ней как о смуте, духовно – нравственном кризисе общества, не
сумевшем остановить братоубийственную бойню. Понятия: Гражданская
война, красное и белое движение, интервенция, интернационалисты,
красный и белый террор.
Линия 3. Историческое мышление.
Осмысление причин широкомасштабности Гражданской войны и её
эскалации, разрастания.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение.
Осознание, что Гражданская война в России явилась великой
исторической драмой народа, что единственная альтернатива
Гражданской войне – сохранение и укрепление гражданского мира, что не
может быть оправдания никакой разновидности террора.

Slide 4

Slide 5

Актуализация знаний
Объясни понятие – гражданская война.
Какие гражданские войны их курсов истории вы
помните?

Гражданские войны в Риме, Смута в России в начале 17
века, Гражданская война в США между Севером и
Югом…

Slide 6

Актуализация знаний
Напиши даты событий. (На листочках)
1.Свержение самодержавия
2.Захват власти большевиками
3.Разгон большевиками Учредительного собрания
4.Заключение брестского мира с Германией
5.Продотряды, комбеды
1.
2.
3.
4.
5.

Февраль 1917 года
Октябрь 1917 года
Январь 1918 года
Март 1918 года
Весна – лето 1918 года

Slide 7

Тема: Начало братоубийственной войны
Проблема. Почему в России так долго шла гражданская война?
Надо узнать





Slide 8

Поиск решения
Таблица стр. 95
Назови два противоборствующие лагеря в начале
Гражданской войны?
Был ли единым лагерь белых?
Как красные и белые решали вопросы российского
общества?

Slide 9

Поиск решения
Диаграмма стр. 96
Почему на диаграмме расстановка социальных слоёв
представлена не двумя, а тремя цветами?
-Отражена особая позиция крестьянства.

Slide 10

Поиск решения
Диаграмма стр. 96 и таблица стр. 95
Как вы думаете, какую политическую силу была
готова поддержать основная масса крестьянства?
Почему?
-Демократическую контрреволюцию, так как в защиту
крестьянства, которое подвергалось со стороны
продотрядов и комбедов, выступили, прежде всего,
эсеры.

Slide 11

Поиск решения
Таблица стр. 95
Чем были недовольны социальные слои, входившие
в состав лагеря белых?
-Помещики недовольны тем, что лишились земли,
капиталисты – заводов и фабрик, кулаки и казаки –
уравнительным распределением земли и действиями
продотрядов, священники – преследованием со стороны
большевиков, интеллигенция – диктатурой большевиков
и отсутствием свободы слова.

Slide 12

Поиск решения
Таблица стр. 95
По какому вопросу были, прежде всего общие
позиции либералов и эсеров? В чём они
заключались?
-По вопросу о власти. И либералы, и эсеры выступали за
то, чтобы власть была передана всенародному
Учредительному собранию.

Slide 13

Поиск решения
Таблица стр. 95
В чём были различия между ними по вопросу о
власти?
-Эсеры – только за республику, часть либералов
допускала, что в России может быть восстановлена
монархия.

Slide 14

Поиск решения
Таблица стр. 95
По какому ещё вопросу сближались эсеры и
либералы?
-По рабочему – восстановление частной собственности
на заводы и фабрики, но при признании прав
трудящихся. Эсеры допускали рабочий контроль на
частных предприятиях.

Slide 15

Поиск решения
Таблица стр. 95
В чём были существенные различия между эсерами
и либералами?
-По крестьянскому вопросу: эсеры отстаивали
уравнительное землепользование, а либералы –
восстановление частной собственности на землю.
По национальному: либералы – за единую и неделимую
Россию, эсеры – за право наций на самоопределение и
федерацию.

Slide 16

Поиск решения
Таблица стр. 95
Предположите, мог ли быть прочный союз между
эсерами и либералами?
-Нет

Slide 17

Поиск решения
Таблица стр. 95
Были ли общие позиции у большевиков и эсеров?
Какова была главная цель одних и других? Что ещё
сближало эсеров и большевиков?
-Да. Построить справедливое социалистическое
общество. Уравнительное распределение земли между
крестьянами, право наций на самоопределение.

Slide 18

Поиск решения
Таблица стр. 95
В чём состояли принципиальные различия между
ними? Объясните их, исходя из отнесения эсеров к
«демократической контрреволюции».
-Эсеры были против сосредоточения власти в руках
одной партии, за парламентскую республику при
сохранении демократии: власть принадлежит всенародно
избранному Учредительному собранию, существуют
политические свободы, нет насилия против отдельных
групп и слоёв.

Slide 19

Поиск решения
Карта стр. 98 и текст стр. 97-98
Какие события, по вашему мнению, являются
началом гражданской войны в России: февральский
переворот 1917 года, октябрьский переворот 1917
года, разгон Учредительного собрания, выступление
чехословацкого корпуса?

Slide 20

Поиск решения
-Началом гражданской войны считается выступление
Чехословацкого корпуса, так как с него начинаются
полномасштабные военные действия между красными и
белыми.
1.Создание на местах антибольшевистских правительств
2.Совместные действия их армий и Чехословацкого
корпуса, занятие ими Урала и Поволжья
3.Восстание казаков против Советов на Дону
4.Белая добровольческая армия А. И. Деникина очистила
от большевиков Кубань
5.Переход большевиков к всеобщей мобилизации

Slide 21

Поиск решения
Таблица стр. 95
Какой же вопрос был самым главным в борьбе
красного и белого движения? Почему?
-Гражданская война – это война за власть, так как
решение других вопросов находилось в прямой
зависимости от того, в чьих руках власть в стране?

Slide 22

Поиск решения
Определите по тексту и плакатам § 9, какие способы
борьбы использовали белые и красные?

Агитация, пропаганда, мобилизация, военные действия,
террор.

Slide 23

Поиск решения
Сравните плакаты красных и белых. В чём их суть?
На какие слои населения они рассчитаны?

Агитация в свои ряды.
Плакат красных – на рабочих, плакат белых – на более
образованные слои общества.

Slide 24

Нет. Террор носил массовый характер:
террористические акты совершались рабочими,
крестьянами, эсерами, красными, белыми.

Slide 25

Поиск решения
Представьте себя на месте ваших сограждан,
участвовавших в красном и белом терроре. За какие
поступки и почему ты бы чувствовал угрызения
совести?
Как повлиял террор на возможность поиска согласия
в российском обществе?
-Террор ещё более усугубил конфликт в российском
обществе

Slide 26

Поиск решения
Оцените соотношение сил красных и белых для борьбы друг с
другом в 1918 году – есть ли у какой – то из сторон решающий
перевес?
Большевики: центр страны.

На стороне большевиков рабочие и крестьяне – бедняки.
В Красной Армии также сражались тысячи иностранцев –
интернационалистов.
Белые: окраины страны, богатые хлебом.
Совместные действия Чехословацкого корпуса и армий «белых
правительств».
Консолидация, объединение антибольшевистских сил
(социалистов-эсеров и белогвардейцев).
Большинство крестьян поддерживало эсеров.
Военная помощь со стороны интервентов.
Вывод. Очевидно, преимущество на стороне белых.
08.08.11 19:00

Slide 27

Тема: Начало братоубийственной войны
Проблема. Почему в России так долго шла гражданская война?
Надо узнать

1.Каков был состав противоборствующих лагерей? (Какие
социальные слои и политические силы входили в них?)
2.Каковы были их силы и интересы
3.Какие способы борьбы они использовали
4.Каково было соотношение между ними

Ответить на вопросы урока.
Ответь на проблемный вопрос
Гражданская война затянулась, так как в неё было
вовлечено всё российское общество, интервенты,
интернационалисты, конфликт между
противоборствующими сторонами не ослабевал, а
наоборот, нарастал.

9 апреля 1917 года В.И. Ленин (который тогда был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники по партии выехали из Швейцарии в Петроград.

Как известно приблизительно последние лет тридцать, чтобы вырвать у России верную победу в Первой мировой, Германия набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров. Усадила их в секретный запечатанный вагон и отправила в Петербург. Вырвавшись на волю, снабжённые немецкими миллионами большевики совершили переворот и заключили «похабный мир».

Чтобы понять, насколько эта версия соответствует действительности - представим, что сегодняшний Запад отловит лучших российских оппозиционеров, от А. Навального до М. Касьянова, запечатает их, даст им много денег на интернет и отправит в Россию выступать. Рухнет ли от этого власть? Да, кстати, все эти граждане уже в России, и с деньгами у них вроде как всё отлично.

Штука вся в том, что объяснимая историческая неприязнь многих наших сограждан к В.И. Ленину не является оправданием безудержному фантазированию. Сегодня, когда мы отмечаем 99-ю годовщину отправления Ленина в Россию, об этом стоит поговорить.

Почему через Германию

С 1908 года Ленин находится в эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции - находился в Швейцарии. Россия в это время участвовала в войне: в союзе со странами Антанты против Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).

Возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта.

1. Через страны Антанты ехать нельзя - большевики требуют немедленного заключения мира, а потому считаются там нежелательными элементами;

2. В Германии же, в соответствии с законами военного времени, Ленин и его соратники могут быть интернированы как граждане враждебного государства.

Тем не менее, прорабатывались все маршруты. Так, фантастическая по логистике возможность проезда из Швейцарии через Англию безуспешно зондировалась И. Арманд. Франция отказала большевикам в выдаче паспортов. Более того, власти Англии и Франции по собственной инициативе, а также по просьбе Временного правительства задержали ряд российских социал-демократов: Л. Троцкий, например, около месяца провёл в британском концлагере. Поэтому после длительных дискуссий и сомнений был выбран единственно возможный маршрут: Германия - Швеция - Финляндия - Россия.

Часто возвращение Ленина в Россию связывают с авантюристом (и, предположительно, агентом немецкой разведки) Парвусом — на том основании, что именно он первым предложил немецким властям содействовать Ленину и прочим лидерам большевиков. После чего обычно забывают упомянуть, что от помощи Парвуса Ленин отказался - об этом свидетельствует его переписка с революционером Я. Ганецким, который и контактировал с Парвусом:

«...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (т.е. Парвусу - авт.) я, конечно, не могу».

Проезд в результате согласовали при посредничестве швейцарской социал-демократической партии.

Вагон

Тот самый вагон.

Байка об опломбированном вагоне прижилась с лёгкой руки У. Черчилля («...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу»). На самом деле опломбированы были только 3 из 4 дверей вагона - чтобы сопровождавшие вагон офицеры могли контролировать соблюдение соглашения о проезде. В частности, право общения с немецкими властями по пути следования имел только швейцарский социал-демократ Ф. Платтен. Он же выступал посредником в переговорах между Лениным и руководством Германии - общения напрямую не было.

Условия проезда русских эмигрантов через Германию:

«1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии» .

Помимо Ленина, в Россию тем же маршрутом вернулись ещё более 200 человек: члены РСДРП (в т.ч. меньшевики), Бунда, эсеры, анархисты-коммунисты, беспартийные.

Надежда Крупская в своих изданных при советской власти воспоминаниях писала о «тайном списке пассажиров» без всякой секретности:

«…Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон, Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехало 30 человек, если не считать четырёхлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами,— кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен» .

Кто кого использовал

Характеристику участия в проезде немецких властей и немецкого же Генштаба дал Л. Троцкий: «...позволить группе русских революционеров проезд через Германию - это была "авантюра" Людендорфа, обусловленная тяжелым военным положением Германии. Ленин воспользовался расчётами Людендорфа, имея при этом свой расчёт. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

«Расплатой Ленина» стала революция в самой Германии.

Деньги

Средства на оплату проезда поступили из разных источников: касса РСДРП (б), помощь швейцарских социал-демократов (в основном кредит). От предложенной немецкими агентами финансовой помощи Ленин отказался ещё раньше, чем от организационной, примерно 24-26 марта.

После возвращения в Россию Ленин выступил с Апрельскими тезисами (17 апреля, опубликованы 20-го, к концу апреля приняты партией большевиков в качестве программы), которые стали теоретическим обоснованием Октября.

Таким образом, мы видим простые факты:

Для «завоеваний Февральской революции» приезд Ленина действительно оказался фатальным;

Германскую империю он не спас;

Заключённый годом позже «похабный» Брестский мир Германию тоже не спас, а спас власть большевиков.

Что до России — то существует, конечно, точка зрения, что она была погублена большевиками полностью и совсем, и сейчас мы живём не в ней. Однако тем, кто продолжает упорно жить именно в России, такая точка зрения вряд ли интересна.