Взгляды томаса мальтуса. Теория Мальтуса кратко. Мальтус и его теория народонаселения Место учения мальтуса в экономической науке план

Девятнадцатый век подарил человечеству новую науку - экономику, апологетом которой был Адам Смит, основавший теоретический фундамент для динамичных экономических и социальных изменений. Социально-экономические преобразования стали движущей силой прогресса цивилизации, и это отлично показал в своих научных трудах Томас Мальтус, который стал одним из «возмутителей спокойствия» в мире зарождающейся экономической теории того времени. Его работы заложили основу для многих исследований двадцатого века, и не только в области экономики. Труды этого учёного стали идеей, на которую и сейчас опираются разработчики некоторых программ экономического и социального развития в разных странах мира.

Биография

Биография Томаса Мальтуса напрямую связана с периодом великих революционных преобразований Европы. Он родился в эпоху борьбы со старым социальным укладом, на стыке двух экономических формаций - феодализма и зарождения буржуазной демократии. Это было непростое время, когда новые экономические отношения начинали проявляться в реальности, сметая устои общества, меняя взгляды и образ действий. Старый мир не сдавался, что порождало кризисы, неизбежно приводившие к насилию в обществе.

Томас Мальтус (1766-1834) был вторым сыном богатого помещика, последователя революционных идей просвещения. Дэниел Мальтус, поклонник Дэвида Юма и Жан Жака Руссо, с которым общался лично, считал образование сына очень важным делом. Это обстоятельство и определило всю дальнейшую судьбу будущего выдающегося теоретика экономической науки, которому не был чужд и путь духовного развития. Впрочем, по традиции семьи и общества, младший сын обязан был посвятить себя церкви и сделать духовную карьеру.

Образование и научные исследования

Мальтус получил высшее образование в Кембридже, изучая математику и риторику, латынь и греческий в Джизус-колледже, где впоследствии некоторое время был адъюнкт-профессором и членом совета. Ну а в дальнейшем получил духовный сан пастора англиканской церкви и служил в Олбери, небольшом городке графства Суррей. Он активно путешествовал по всей Европе, прежде всего по Франции и Германии. В 1807 году стал профессором политической экономии и истории в колледже Хейлибери Ост-индской компании в графстве Хардфордшир, должность, которую он занимал до самой своей смерти.

Жизнь и достижения

В течение всей жизни ученый жил очень скромно, стараясь все свои усилия посвятить научным исследованиям. Несмотря на то что его избрали членом Королевского общества, а это до сих пор очень почетное в мире звание, и одновременно членом Французской Академии, он отказывался от высоких должностей, которые предлагало ему правительство страны. Он игнорировал и церковную карьеру, хотя и на поприще духовном снискал определенный авторитет. Ему предлагалась должность викария Эффингема в Суррее.

Томас Мальтус стал одним из основоположников Лондонского, а впоследствии Королевского статистического общества и основал Клуб политической экономии.

Ученый был счастливо женат, стал отцом троих детей.

Главная работа всей жизни Т. Мальтуса

Экономические взгляды Томаса Мальтуса формировались в отчаянных спорах с отцом. Его знаменитая работа «Опыт о законе народонаселения» рождалась при обсуждении идей У. Годвина и маркиза де Кондорсе. Этот научный труд был опубликован в 1768 году. «Опыт о законе народонаселения» Томаса Мальтуса был встречен весьма негативно. Первоначально ученый делал свои выводы, основываясь на ошибочной статистике роста народонаселения Северной Америки. Хотя в этой части планеты основой для роста населения стала эмиграция из стран Европы, а не естественное воспроизводство. Некоторые выводы ученый делал, вовсе не опираясь на статистические данные. Впоследствии Томас Мальтус учел свои ошибки, много путешествовал по Европе, чтобы получить как можно больше серьезных данных для своих исследований. Поэтому последовали новые публикации его работы, где уже была дана информация, более приближенная к реальности.

В то время была принята так называемая «оптимистическая» экономическая концепция. Согласно которой, рост народонаселения считался благоприятным фактором для развития экономики, символизировал силу и высокую степень развития государства. Эта теория господствовала еще со времен античности. Предполагалось, что благосостояние населения напрямую связано с его ростом. Это активно утверждали как меркантилисты, так и физиократы. В целом предполагалось следующие: экономический и технический прогресс будет обеспечивать население на каждом этапе его развития достаточным количеством продовольственных ресурсов.

Революционные идеи Т. Мальтуса

Томас Мальтус и его теория разрушали эти благостные представления. В своей работе он доказывал, что рост населения значительно превышает восстановление и преумножение продовольственных ресурсов. Он показал, что существует корреляция между этими двумя показателями. На воспроизводство народонаселения напрямую влияет его способность прокормить себя. Именно эта взаимозависимость и есть причина бедности народов, а не государственный строй или неравномерное распределение ресурсов среди разных слоев общества.

Таким образом, он утверждал, что рост населения вовсе не способствует благоприятному развитию государства.

Ученый не был экономистом по образованию, однако, ему удалось бросить вызов существовавшей теории политической экономии, затронуть и даже в большой степени опровергнуть ее базовые принципы и, прежде всего, постулат о невмешательстве государства в экономику.

Теория народонаселения Т. Мальтуса

Закон Томаса Мальтуса состоял из двух утверждений. Первое касается характера роста населения, которое в теории удваивается каждые 25 лет. В реальности это вовсе не означало, что население должно расти именно в таком темпе, однако сама тенденция имеет место быть. По сути, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и т. д., как считал Томас Мальтус.

Второе утверждение гласит о том, что рост производства продуктов питания увеличивается всего лишь в арифметической прогрессии - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.

Именно такое несоответствие между этими двумя показателями и порождает все проблемы человечества - бедность, войны, эпидемии. Поскольку происходит то, что и должно происходить по объективному закону природы: саморегуляция численности популяции. В конце концов, рост населения подходит к некоему пределу, после чего начинает сдерживаться возникающими в человеческом обществе объективными проблемами: голодом, войнами, болезнями.

Какое решение предложил Т. Мальтус?

Томас Роберт Мальтус считал, что не может быть идеального общественного строя, в котором царит общее процветание, под ним он понимал именно достаток материальный. Потому что всегда есть угроза перенаселения и нехватки ресурсов для удовлетворения основных потребностей людей. Тем не менее с развитием цивилизации люди будут способны эффективно противостоять этой угрозе.

Ученый утверждал, что общество должно нести моральную ответственность, рост народонаселения должен быть контролируемым, а люди - проявлять сдержанность, воздерживаться от брака и рождения «лишних» детей. Практику использования контроля над рождаемостью методами контрацепции священник англиканской церкви, конечно, рассматривал как метод недостойный и противоречащий морали.

Теория и практика закона Т. Мальтуса

Проверка теории Томаса Мальтуса на практике, однако, получила негативные результаты. Мальтус ошибочно предположил, что воспроизводство населения связано исключительно с функцией либидо.

Однако, на деле причины увеличения численности населения намного сложнее. Часто это зависит от многих факторов, не только лишь сила убеждения или личные предпочтения имеют здесь серьезное значение. Его прогноз об увеличении численности населения в геометрической прогрессии не выдержал проверки временем.

Вторая часть теории основывается на постепенном снижении доходов от пахотных земель. Хотя она была сформулирована Тюрго в 1768 году, всё же смутно присутствует и в заявлениях Томаса Мальтуса. В переработанном виде эта теория называется законом убывающей производительности земли.

Сравнивая ряд чисел, предложенных Мальтусом, относительно воспроизводства продуктов питания, можно заметить, что предполагаемые темпы роста по арифметической прогрессии тоже весьма спорны. Поскольку такая статистика будет верна только в теории. На практике же не учитываются условия технологического прогресса. И закон Мальтуса здесь будет верен лишь в том случае, если условия для управления земельными ресурсами не меняются.

Положительное влияние закона Т. Мальтуса

Иными словами, учение Томаса Мальтуса полностью на практике не работает. Первый аргумент неверен, второе утверждение правильно только в теоретических статистических выкладках. Тем не менее закон оказал большое влияние на развитие самой науки экономики и оказал серьезное влияние на формирование в более общем плане экономической и социологической теории в последующие века. Экономисты начали проводить исследования по изменению численности населения, пытаясь выделить определенные закономерности, что привели к созданию новой науки - демографии.

Теория народонаселения и проблема оплаты труда

Теория народонаселения Томаса Мальтуса серьезно повлияла на развитие той области классической экономики, что связана с проблемой распределения доходов и оплаты труда. Она стала основой для теории заработной платы и теории земельной ренты, предложенной позже Рикардо. Демографическая теория Мальтуса была использована для трактовки существующих различий в доходах разных слоев населения.

Сегодня постулаты теории Мальтуса можно считать неэтичными. Поскольку она оправдывает страдания рабочего класса, создавая у буржуазии ложную уверенность в том, что бедность является неизбежной необходимостью. А борьба с бедностью является бессмысленной и неэффективной. Равное распределение национального дохода между разными социальными слоями общества увеличивает темпы воспроизводства населения и приведёт в конечном итоге к тому, что последующие поколения столкнутся с угрозой существования человеческого вида вообще. Этот тезис был позднее оспорен гуманистами.

Размер заработной платы и прожиточный минимум

Мальтус, однако, в своей работе пошел дальше. Он предложил отвергнуть существовавшие в то время программы помощи бедным в Англии, так называемые законы о бедных. Он выступил за отмену пособия для обедневших слоев населения. Страдания людей Мальтус считал естественными, это судьба человечества. Положение класса трудящихся нельзя облегчить по его теории. Возможно, именно поэтому классическая экономика девятнадцатого века была равнодушна к проблемам социальной политики.

Томас Мальтус считал, что размер заработной платы будет всегда определяться прожиточным минимумом для рабочего класса. Иными словами, самым минимальным уровнем, который необходим только для поддержки существования физического тела. Согласно его постулату, если заработная плата в какой-то момент превысит прожиточный минимум, то благодаря улучшению условий жизни начнется и рост населения. Это, в свою очередь, увеличило бы цены на продукты питания и снизило реальную стоимость заработной платы. Он обрисовал некий «порочный круг», из которого якобы нет выхода.

Биология и теория народонаселения

Нельзя не заметить, что Мальтус был чрезвычайно разносторонним ученым. Излагая свои идеи, он использовал помимо экономических, концепции самого разного рода - от натурфилософских до религиозных. Томас Роберт Мальтус вклад в биологию

Обосновывая свою теорию народонаселения, он обращается к биологическим законам. Речь идет о некой концепции воспроизводства популяций растений и животных, которую он сформулировал со своей точки зрения. Ученый считал, что стремление живых существ размножаться быстрее, чем это возможно, в условиях с ограниченными пищевыми ресурсами приводит к катастрофе. Причем, как считал Мальтус, животные не в состоянии контролировать свой инстинкт размножения, в отличие от человека.

Еще одна идея, высказанная им, это теория неизменно убывающего плодородия почв. Согласно которому человечеству приходится постоянно увеличивать как производительность, так и площадь сельскохозяйственных угодий. Однако этот ресурс небезграничен, поэтому рано или поздно придется столкнуться с проблемами нехватки земель, пригодных для выращивания продуктов питания.

Идеи Т. Мальтуса породили цепную реакцию в научном мире

Эти идеи оказали достаточно сильное впечатление на Чарльза Дарвина, по собственному его признанию. И способствовали опосредованно созданию его теории. Можно констатировать, что Томас Роберт Мальтус вклад в биологию сделал довольно-таки существенный.

В целом влияние научных работ Томаса Мальтуса на умы выдающихся ученых и теоретиков оказалось весьма значительным, несмотря на вполне заметные издержки его теории народонаселения. В том числе и на Карла Маркса.

Сегодня неомальтузианцы воплощают теорию своего учителя в виде движения контроля рождаемости. Примером может служить программа планирования семьи, которую продвигают известные международные организации. Неоконсерваторы же и вовсе провозгласили теорию перенаселения планеты своим основополагающим принципом для построения нового мирового порядка. Они считают, что Земля в состоянии прокормить и дать хорошие условия для существования лишь весьма малому проценту от нынешнего 7-миллиардного населения планеты.

Томас Роберт Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической науки благодаря разработке нескольких важных проблем: теории воспроизводства, теории стоимости, а также закона, которому подчиняется динамика заработной платы («железный закон заработной платы»). Однако наиболее широкую известность ему принесла книга – «Очерк о законе народонаселения» (1798), где им был сформулирован и обоснован указанный закон. Книга была выпущена анонимно и вызвала «неисчислимые нападки» научной общественности. Через пять лет он выпустил второе издание своей книги, которое, по словам А. Маршалла, было построено «на таком большом количестве фактов и на столь тщательном их подборе, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».

Мальтус обосновал тезис о том, что бедность является не результатом плохого правления, неправильного распределения богатства и т. д., а следствием объективной причины – действия вечного естественного закона, согласно которому производство продуктов питания растет в арифметической пропорции, а население – в геометрической (удваиваясь каждые двадцать пять лет). Недостаточный рост производства продуктов питания Т. Мальтус связывал с действием «закона убывающего плодородия». В результате этого закона перманентно обнаруживается разрыв между потребностями общества в продуктах питания. Иными словами, все бедствия необеспеченного населения, нищета вытекают из естественных законов природы и не могут быть устранены на основе реализации тех или иных проектов переустройства общества. Т. Мальтус считал, что человечество стоит перед альтернативой: либо оно противопоставит инстинкту продолжения рода, естественному для всех животных, добровольное воздержание (добровольное самоограничение), либо рост численности населения будет сдерживаться губительными последствиями бедности – эпидемиями, болезнями, войнами, недоеданием, увеличением смертности. Выход из создавшегося положения Т. Мальтус видел в одном – сокращении роста численности населения. Идея Мальтуса подсказала Ч. Дарвину идею естественного отбора в животном мире. Однако применительно к человеческому обществу она, естественно, была оценена общественностью как антигуманная.

Разрешение противоречия между слишком быстрым увеличением численности населения и медленным ростом производства продуктов питания Т. Мальтус видел в сокращении рождаемости на основе либо соблюдения людьми нравственных принципов, добровольного самоограничения, либо ограничительных мер со стороны государства.

Оценивая теорию народонаселения Т. Мальтуса, следует обратить внимание на то, что, во-первых, как показывает исторический опыт, с повышением материального и культурного уровня народов рождаемость снижается без введения каких-либо ограничительных мер или нравственных запросов и, во-вторых, технический прогресс в производстве продуктов питания позволяет значительно повысить темпы их роста.

Томас Роберт Мальтус является крупным исследователем экономической науки в Англии. Его труды были изданы в начале XIX века, и вызвали немало противоречий в научных кругах. Однако в некоторой степени его воззрения не потеряли своей актуальности и до сих пор.

Начало исследований Мальтуса

Томас Роберт Мальтус родился в зажиточной семье помещика недалеко от Лондона. Его отец был весьма интеллигентным и образованным человеком, который общался со многими философами и экономистами своего времени. Поскольку Томас был младшим ребенком в семье, то по традиции он должен был вступить на путь духовной карьеры. Отучившись в колледже при Кембриджском университете, он принимает духовный сан и становится местным священником.

Несмотря на это, Томас Мальтус, всегда бывший неравнодушным к научным изысканиям, начинает одновременно работать преподавателем колледжа. Практически весь свой досуг он проводит в беседах с отцом, которые посвящаются взаимосвязи природных условий и экономики.

Что изучал Мальтус?

Как и другие исследователи прошлого в области экономики, предметом своего изучения Мальтус видел механизмы приумножения богатства, способы развития материального производства. Он пытается связать между собой вопросы экономики и роста народонаселения.

Закон народонаселения Томаса Мальтуса стал основой для трудов таких ученых, как Ч. Дарвин, и других. Сама концепция в дальнейшем была изложена Мальтусом в его книге. Главная идея его теории состоит в том, что количество народонаселения оказывает прямое влияние на благосостояние общества.

Численность вида Homo Sapiens, говорит Мальтус, стала возрастать лишь около 8 тысячелетий назад, когда охоту и собирательство сменил На тот момент на всей земле насчитывается около 10 млн. человек. Затем количество начинает стремительно расти. Уже в 1820 году эта цифра достигает миллиарда человек. К 1959 году был число жителей Земли составляет уже порядка трех миллиардов. Всего лишь через 13 лет родился пятимиллиардный человек.

Краткая формулировка концепции

Закон Томаса Мальтуса гласит, что инстинкт, который имеется во всех живых существах, заставляет их стремительно размножаться - быстрее, чем это может быть допущено имеющимся в распоряжении общества количеством пищи и материальных благ. Последствиям этого закона и посвящен его труд.

Мальтус отмечает, что, несмотря на инстинктивные побуждения, у человека также срабатывает голос разума. Ведь возможно, он не будет в состоянии прокормить всех своих детей. Если человек прислушается к этому рациональному зерну, то это, как выражается Томас Мальтус, произойдет «в ущерб добродетели». Если же он прислушается к голосу инстинкта и наплодит потомства - население будет возрастать быстрее, чем это позволено имеющимися средствами, а, стало быть, начнет уменьшаться. Ученый отмечает, что недостаток пропитания должен регулировать количество народных масс.

Первая книга, которую выпустил Томас Мальтус, была анонимной. Она увидела свет в 1798 году, и вызвала немало нареканий и нападок. Для того чтобы улучшить свое творение, Мальтус отправляется в путешествие по городам Европы. По прошествии пяти лет он снова выпускает это издание - но уже под своим именем. Всего же при жизни Мальтуса его книга выходила пять раз, и всякий раз тираж был все большим.

Простота мальтузианства

Его концепции получили большой резонанс уже по той причине, что были простыми и не требовали обработки сложных фактов или сопоставления теорий. Все, что было сделано Мальтусом - это наблюдение за жизненными реалиями. Его выводы казались очевидными: ведь не является ли истинным положение, что человек может размножаться лишь постольку, поскольку способен прокормить потомство? Томас Мальтус отмечал, что прирост населения обычно выражается в тогда как увеличение экономических благ - в арифметической.

Ресурсы к существованию Мальтус отождествлял с продуктами питания. По логике его эпохи, стремительно увеличивать производственную мощность не представлялось возможным. Ведь усовершенствование техники тогда еще происходило слишком медленными темпами, а природные богатства всегда являются ограниченными.

Минусы теории

При этом Мальтус был уверен, что даже прирост капитала ни при каких условиях не мог бы компенсировать все время убывающий коэффициент плодородия почв. Страх голода - это единственное условие, которое сдерживает человека от бесконтрольного размножения, считает Томас Мальтус. Теория народонаселения при этом имела немало недочетов и взаимоисключающих пунктов. Например, противозачаточные средства исследователь считал «безнравственными», и их применение называл «недопустимым при любых обстоятельствах». Многие ученые считают, что статистические выкладки его теории не выдерживали никакого столкновения с эмпирическими показателями тех времен.

в наши дни

Считается, что концепция Томаса Мальтуса может быть полезной для общего развития. Однако для решения острых социальных вопросов, к сожалению, она практически бесполезна. Как полагают современные исследователи, проблема перенаселения сегодня не состоит в том, чтобы убрать разрыв между фактическим и оптимальным количеством населения. Необходимые шаги в социальной политике должны касаться урегулирования траектории рождаемости. Кроме того, современные исследования показывают, что прирост населения является необходимым условием и для роста материальных благ.

Томас был шестым из семи детей Дэниэла (Daniel) и Генриетты Мальтус (Henrietta Malthus). Детство его прошло в сельском доме близ Уэсткотта, Суррей (Westcott, Surrey). Учился Мальтус сначала на дому, а затем – в Академии Уоррингтона (Warrington Academy).

В 1784-м Томас поступил в Колледж Иисуса в Кембридже (Jesus College, Cambridge). В колледже Мальтус показывал высочайшие результаты в латыни, греческом, английской декламации и математике.

В 1791-м Томас получил степень магистра; через шесть лет он был посвящен в духовный сан и отправился в деревушку Оквуд (Okewood), близ Элбари, Суррей (Albury, Surrey).

Современники описывали Томаса, как человека в высшей степени симпатичного – если бы не заячья губа и волчья пасть. Последний дефект несколько повлиял и на голос Мальтуса. Известно также, что Томас сильно стеснялся своих физических недостатков и даже отказывался – вплоть до 1833-го – позировать для портрета.

12-го апреля 1804-го Мальтус женился на своей кузине Харриет (Harriet); у них было трое детей – Генри (Henry), Эмили (Emily) и Люси (Lucy).

В 1805-м Томас получил должность профессора истории и политической экономики в Колледже Ост-Индской Компании (East India Company College) в Хертфордшире (Hertfordshire). У студентов колледжа Мальтус пользовался просто невероятным авторитетом и уважением.

В период с 1798-го по 1826-й Мальтус опубликовал шесть изданий своего самого известного труда, "Опыт о законе народонаселения" (An Essay on the Principle of Population). В новые издания Томас включал все новые и новые данные – как полученные им в результате дальнейших исследований, так и поступившие от многочисленных критиков. Первую версию текста Мальтус создал в качестве своеобразного ответа на чрезмерно оптимистичные высказывания его отца о перспективах развития и улучшения общества. Сам Томас к перспективам общества относился с определенным скептицизмом; в своей работе он показывал, что во всех прошедших эпохах обязательно находилась прослойка, обреченная на бедность. Объяснял это неприятное постоянство Мальтус довольно просто – по его мнению, главной причиной социального и экономического неравенства было чрезмерно разросшееся населения планеты; Томас был уверен, что продолжаться рост населения будет до тех пор, пока из-за нехватки самых основных ресурсов у человеческой расы не начнутся действительно серьезные проблемы.

У сложившейся проблемы Мальтус видел два решения – меры по повышению смертности и меры по понижению рождаемости. Смертность людей сильно повышалась во время войн и массовых эпидемий; снизить рождаемость легко могли бы легализация абортов и проституции, контроль за размножением и постепенная популяризация поздних браков. К более "позитивным" мерам, признанным помочь увеличить количество людей, способных одновременно сосуществовать в мире, Томас относился с глубочайшим сомнением.

Лучшие дня

Скончался Томас Мальтус 23-го декабря 1834-го; тело его было похоронено в городе Бат (Bath), в местном аббатстве. Надо отметить, что большую часть жизни Томас жил – как и подобает священнику – довольно скромно. Ему не раз выдавалась возможность занять довольно престижную должность в правительстве или подняться вверх по карьерной лестнице церковного мира; Мальтус, однако, все эти возможности игнорировал, предпочитая как следует сконцентрироваться на научной деятельности.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор - будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем , в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение. Им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

К сведению. Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими.

Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже . При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Основные положения учения Т. Мальтуса:

1. Предмет и метод изучения.

Т. Мальтус , как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении богатства, благодаря , прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлемой частью методологической базы и Чарльза Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет получить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом.

    Теория народонаселения.

Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. В ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки; он смягчил и устранил многие «острые углы» своей прежней доктрины, хотя и не отказался (как мы предполагали в первых изданиях данного труда) от употребления выражения «в арифметической пропорции». Примечательно, что он стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего рода человеческого и выразил надежду на возможность ограничения роста населения на основе соблюдения нравственных принципов и на то, что действия «болезней и бедности» - старых сдерживающих факторов - можно будет не до­пускать».

В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.

Как видим, биологическую способность человека к продолжению рода Т.Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса.

Наконец, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не смотря на совершенно невероятный успех, который принесла Т.Мальтусу его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок не только в упомянутых выше расчетах. Дело в том, что, по Мальтусу, невозможность увеличивать производство продовольствия объясняется не столько медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Кроме того, использованная им американская статистика в пользу «геометрической прогрессии» роста численности населения более чем сомнительна, ибо не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране. Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т.Мальтуса о том, что, познакомившись с его трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества».

    Теория стоимости и доходов.

Выше уже отмечалось, что теория трех факторов Ж.Б.Сэя заняла важное место в теоретических воззрениях экономистов классиков XIX столетия. Это особенно очевидно из теории стоимости и доходов Т.Мальтуса. В частности, в основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита и Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала.

Что касается теории доходов Т.Мальтуса, то и здесь его суждения созвучны с положениями Ж.Б.Сэя и даже Д. Рикардо. Так, в экономической литературе, как правило, отмечается, что экономисты классики постмануфактурного периода разделяли именно «железный закон заработной платы» Т.Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым (законом) зарплата якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

    Теория воспроизводства.

Личный вклад Т.Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой или полемикой с Д.Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры и который делает ему большую честь в истории экономической мысли, это - его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классической школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, вo внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расши­рения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступ­ничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.