Индийское национальное восстание. Восстание сипаев в индии. Патроны на говяжьем жиру


Одно из самых кровавых восстаний в истории Британии - одно из самых кровавых подавлений мятежа. Чаще всего о нём вспоминают, как об анекдоте. Мол, индийские солдаты возмутились, что их заставили надкусывать патроны, пропитанные говяжьим жиром, и из-за такой малости убили всех англичан в Дели и вокруг. Однако и ход восстания, и его причины были куда сложнее.

Патроны на говяжьем жиру

Патроны в бумажной обёртке, пропитанной жиром, действительно были. Армию перевооружили новыми винтовками, которые должны были заряжаться именно этими патронами. Чтобы зарядить винтовку, солдат должен был по команде откусить часть бумажной обёртки патрона - вскрыть её. Вкус жира вызвал волнения среди сипаев. Все они были или индуистами, или мусульманами, и первые уверял, что бумага пропитана коровьим жиром, а вторые - свиным. В конце концов решили, что используется смесь. Британские власти официально заявили, что это не так, но сипаи не верили.

Проблема была в том, что для индуистов корова была священным животным, а свинья для мусульман - нечистым. Предлагать брать в рот жир этих животных было бы надругательством над религиозными убеждениями сипаев. 29 марта 1857 года сипай по фамилии Панди (это брахманская фамилия - по значению для индийцев примерно как дворянская) принципиально отказался пользоваться патронами. Когда в полк прибыл британский офицер для расследования его бунта, Панди выстрелил в него.



Меткость подвела сипая, и он ранил только лошадь. Панди призвал других солдат к мятежу, но однополчане колебались. Британцы в ответ призвали арестовать Панди, но сипаи продолжали колебаться. Нашёлся только один солдат, попытавшийся взять Панди, но гордый сын касты брахманов выстрелил себе в голову. Правда, как понятно по инциденту с лошадью, меткость у него была неважная и самоубийство не удалось. Его арестовали, а позже повесили. Полк Панди расформировали за непослушание.

Казнь мужчины из семьи брахманов и стала последней каплей. Недовольство копилось долго. Инцидент произошёл в Бенгали, краю, специально разорённом англичанами до того, и разорённом жестоко. Местные ткачи значительно опережали по технологиям английских и даже не составляли им конкуренцию - никто не покупал английскую ткань, если мог позволить себе индийскую.

Чтобы задушить конкурентов, британские власти обложили бенгальцев непосильными налогами, запретили продавать свои ткани в Англию и приняли ещё ряд мер, в результате которых край не только разорился, но и пришёл к масштабному голоду. От этого страшного голода Бенгали так и не смог оправиться.



Отношение британцев к местным было вообще неважным. Те же сипаи получали намного меньше английских солдат. Правда, на фоне общей экономической ситуации в том же Бенгали это были хорошие деньги. Сипаев кидали в любые войны империи, например, они были главным пушечным мясом в прошедших в середине девятнадцатого века афганской войне, войне в Бирме и двух пенджабских конфликтах. Кое-кто из повстанцев только что вернулся из далёкого Крыма, где воевал с Россией. Что касается патронов, то их обёртки, скорее всего, смазывались любым жиром, поставленным со скотобойни, включая свиной и говяжий. Изготавливали их на всю империю, и никто даже не задумался, как отнесутся к такой пропитке индийские солдаты.

Договор на хлебе

Вскоре после казни Панди отказались стрелять новыми патронами восемьдесят пять сипаев в Мируте. Их приговорили как мятежников к смертной казни, но милостиво заменили её десятью годами каторги. Во время прилюдного сдирания с осуждённых погонов мятежники принялись проклинать прочих сипаев за то, что те их предали. Проклятья подействовали лучше воззваний. Сипаи восстали.

Повстанцы освободили своих товарищей, а также всех, кто был заключён в тюрьме, и напали на британских офицеров. К бунту сразу присоединились горожане. Мгновенно было растерзано несколько британцев, включая женщин и детей. Один из бенгальских полков в сопровождении некоторых других сипаев смог вывести британские семьи из города, передав их затем под покровительство наваба (правителя) в Рампуре. Если бы не это, жертв было бы намного больше.



Повстанцы из Мирута ушли к Дели, к Бахадур Шаху. Они просили его возглавить мятеж. Тем временем горожане и часть сипаев в Дели тоже подняли мятеж против британцев. Нападали в основном на чиновников, владельцев магазинов и священников, а также на попытавшихся защищать храмы индийских христиан. Те сипаи, что отказались участвовать в бунте, останавливать повстанцев не стали.

Британские офицеры взорвали местный арсенал. Взрыв убил нескольких индийцев и повредил дома вокруг. Известие об умерших из-за англичан индийцах распространилось моментально, и восстали практически все сипаи вокруг Дели. Дели стал мятежным городом. Но, говоря честно, что с этим делать дальше, не знал сначала никто. У восстания не было цели. Оно было чистым всплеском накопившейся ярости.

Ясно было только одно - британцы так просто мятежников не оставят. Требовалось мобилизовать как можно больше индийцев до того, как Дели окажется окружён. И мятежники разослали по округе… чапатти, дешёвые лепёшки, которые ели в крестьянских семьях и которые были настолько твёрдыми, что могли храниться очень долго.



В каждой индийской деревне, согласной присоединиться к восстанию, местный выборный глава приказывал испечь два чапати. Одну он оставлял себе как знак. Другую надкусывал и передавал в деревню, от которой ожидал союзничества. Местный глава, в свою очередь, также надкусывал её - в знак того, что «подписывает» негласный договор, и рассылал уже свои чапати дальше.

Такая странная система позволила повстанцам быстро и очень тихо набрать союзников. К мятежу в большом количестве присоединились крестьяне. Многие полагают, что именно это сделало его таким кровавым. Известны случаи, когда сами сипаи отказывались участвовать в убийствах британских женщин и детей. Тогда вперёд выступали вооружённые крестьяне.

При осаде Канпура сипаи тоже отказались убивать заложниц и их малолетних детей. Тогда предводители послали за мясниками. На результаты их работы солдаты не могли смотреть без содрогания. Наутро убрать трупы было послано несколько людей, и они обнаружили, что три женщины и три ребёнка выжили. Живых подобрали вместе с мёртвыми и скинули в колодец.

Лакшми-Бай

Одной из предводительниц восстания была вдова одного из индийских князей, Лакшми-Бай. Британские власти восстановили её против себя, заявив, что княжество её мужа после его смерти отходит британской короне. И это несмотря на то, что покойный успел завещать всё своему пятилетнему племяннику. Лакшми, согласно завещанию, должна была стать при малыше регентом.

Княгиня долго и безрезультатно пыталась вернуть княжество законным путём, обивая пороги чиновников, но из этого ничего не вышло. Захваченное раз Британия уже из своих рук не упускала.

Когда княжество присоединилось к восстанию, в одной из крепостей заперлись шестьдесят британцев - включая женщин и детей. Они просили помощи и защиты Лакшми, но у неё не было ни своего войска, ни авторитета среди сипаев. В конце концов, повстанцы предложили британцам сдаться и уйти из крепости, пообещав, что их никто не тронет. Как только британцы вышли из ворот, их убили.



Возможно, именно это жестокое убийство заставило Лакшми-Бай после ухода мятежных сипаев обратиться к британским властям. Она снова заверила их в своей верности и просила вернуть ей княжество, чтобы она могла навести порядок. Британцы открыто заявили, что считают её сообщницей бунтовщиков и, что называется, послали. Это было, наверное, самое нелепое, что они могли сделать. Без их грубости Лакшми-Бай не стала бы одной из предводительниц мятежников.

Тут надо остановиться на её личности. Дело в том, что Лакшми-Бай в детстве растили примерно так же, как . Она с детства владела воинским искусством, умела драться двумя саблями, ездить верхом. Муж отнёсся к её причудам благосклонно, и Лакшми-Бай, став княгиней, обучила воинскому искусству и своих служительниц - настоящий отряд амазонок.

Лакшми-Бай не просто поддерживала повстанцев, она участвовала в битвах лично. Она не только сражалась, но и, разбираясь в стратегии, отдавала эффективные приказы. Её присутствие в рядах мятежников вдохновляло их так же, как если бы ожила сама Разия. Погибла Лакшми в одном из боёв.

Поражение

Мятежники бы могли преуспеть в скидывании британской власти если не со всей, то со значительной части Индии, если бы не амбиции Бахадур Шаха. Он объявил себя правителем индийских земель. Это очень не понравилось сикхам и пенджабцам, и они встали на сторону британских властей. Бахадур Шах был мусульманином и потомком династии Великих Моголов, с которыми у сикхов и пенджабцев была давняя вражда.

На землях, где британской короне удавалось вернуть свою власть, начиналась обратная резня. Британским солдатам командование разрешило всё. Они грабили, насиловали, избивали горожан, а сопротивляющихся ещё и убивали.



После подавления восстания казнили через повешение огромное количество индийцев. Весь бенгальский край был в виселицах. Чтобы попасть на неё, достаточно было малейшего подозрения властей, что ты хоть как-то помогал повстанцам. Лидеров повстанца казнили способом, который делал невозможным нормальное их погребение, то есть максимально оскорбительным и в то же время устрашающим. Их привязывали к пушкам. Когда пушки стреляли, ядрами и пороховыми газами казнённых разрывало на кусочки.

Жестокость ответных мер потрясла Европу не меньше, чем ужасы самого мятежа. Многие сочувствовали повстанцам. Через десять лет после подавления мятежа во Франции вышла книга, главным героем которой стал один из предводителей постанцев, принц Даккар. Правда, действует он в основном под псевдонимом «капитан Немо». Жюль Верн описывает злоключения свои героя на родине очень сочувственно.

Кстати, Верн вообще брал для своих фантастических книг из жизни намного больше реалий, чем можно подумать. Например, .

Народное восстание сипаев 1857-1859 годов.

В первой половине XIX в. население страны составляло примерно 200 млн человек. Индия стала для Англии основным рынком сбыта. К середине столетия стоимость английского импорта увеличилась в 10 раз, а экспорта из Индии - в 3 раза. Это привело к кризису индийского ткачества и к разорению индийских ремесленников. Не лучше складывалось положение и в сельском хозяйстве. Экспорт дешевого индийского сырья был полностью монополизирован англичанами. Они закупали по низким ценам рис, сахар-сырец, индиго, опиумный мак. Массовое разорение крестьянства было связано с повышением земельного налога в районах райятвари и временного заминдари. В это же время в Индии появились первые плантационные хозяйства: чайные плантации в Ассаме и кофейные - на юге страны.

Следует заметить, что Компания вкладывала значительные средства в развитие инфраструктуры в своей колонии: строились шоссейные дороги, появился телеграф, были ликвидированы внутренние таможни и открыты первые банки и т.д. В целом активная политика Компании привела к росту оппозиционных настроений в различных слоях индийского общества. Эти настроения привели к открытой вражде, так как она стала вмешиваться в традиционные отношения в Индии. В самой метрополии монополизм Ост-Индской компании вызывал подобное недовольство и среди представителей английской торгово-промышленной буржуазии.

В 1856 г. политическая обстановка в Индии была чрезвычайно напряженной. Эта напряженность усиливалась и в связи с внешнеполитическими проблемами Великобритании, возникшими из-за Крымской войны (1853-1856) и из-за ее взаимоотношений с Ираном. В самой Индии усиливается пропаганда вооруженной борьбы за независимость. Особенно активно действовали индийские ваххабиты, призывая к священной войне с колонизаторами. Весной 1857 г. началось антианглийское восстание сипайских частей Бенгальской армии. Дело в том, что бенгальская армия формировалась из мусульман и индусов. Индусы принадлежали к высшим кастам брахманов, раджпутов и джатов. Поводом для начала восстания было введение ружей Энфилда. По слухам, патроны к ружьям были завернуты в бумагу, смазанную свиным и говяжьим жиром. Обертку к патронам сипаям нужно было скусывать зубами, что было непозволительно и мусульманам, и индусам.

Синайское восстание (1857-1859) носило достаточно широкий народный характер. В нем участвовали не только сипаи колониальной Бенгальской армии. Их также поддержали горожане, в том числе ремесленники, купцы и даже богатые ростовщики. Они вместе с сипаями освободили ряд городов. К восставшим присоединились крестьяне окрестностей Мирута и Дели. Однако крестьяне не выступали против крупных землевладельцев, они только отстаивали свои общинные права. При этом далеко не все индийцы поддержали восстание 1857-1859 гг. Так, не приняли участия в движении воины-сипаи Мадрасской и Бомбейской армий. Также на стороне Ост-Индской компании сражались сикхи. В стороне от восстания оказались и маратхи.

Британская колониальная администрация направила вооруженные части в районы Дели, Канпура и Лакхнау. В конце августа, после недельной осады, Дели был взят регулярными английскими войсками. Против 30 тыс. сипаев сражалось 8 тыс. английских солдат и отряд сикхов из Пенджаба. В боях за Дели англичане потеряли половину своего состава. Однако преимущество в вооружении и тактике было на стороне колонизаторов. После взятия Дели многие сипаи были казнены, а все индийское население изгнано из города.

В июне 1857 г. центр восстания переместился в Канпур. Нана Сахиб , один из руководителей движения маратхов, стал наместником Канпурского округа. В Канпуре Нана Сахиб решил короноваться главой маратхского государства. 30 июня 1857 г. он принял титул пешвы. Сам факт коронации вызвал недовольство у мусульман и части купеческой верхушки города. В Канпуре участились стычки между мусульманами и индусами, начались проблемы с продовольствием. Тем временем англичане концентрировали свои силы для подавления восстания. Из Ирана в район Канпура были переброшены воинские подразделения, к индийским берегам подходила английская флотилия. В июле 1857 г. Нана Сахиб потерпел ряд поражений и был вынужден отступить в сторону Ауда.

Ауд стал третьим центром восстания. Сначала восставшие освободили столицу Ауда Лакхнау и образовали повстанческое правительство. Весной 1858 г. главным усмирителем восставших стал генерал Колин Кэмпбелл (1792-1863). Он собрал 45-тысячную армию, в которую вошли не только прибывшие из метрополии регулярные войска, но и местные военные подразделения. Защитники Лакхнау превосходили англичан в численности, но были плохо вооружены. В марте 1858 г. Кэмпбеллу удалось захватить Лакхнау. В течение 1858-1859 гг. в стране продолжалась партизанская борьба. Только весной 1859 г. сопротивление мятежников было окончательно сломлено. Главной причиной поражения было отсутствие у повстанцев четкого плана действий. Кроме того, большинство офицерских должностей в Бенгальской армии занимали англичане. Армейские подразделения сипаев, лишенные своих бывших командиров-англичан, оказались беспомощными. Также среди лидеров восставших не было идейного единства, и они выдвигали противоречивые требования. Если мусульмане стремились восстановить государство Великих Моголов, то индусы мечтали о создании независимых индийских княжеств.

Одним из главных результатов народного восстания 1857-1859 гг. стало упразднение Ост-Индской компании. В 1858 г. английский парламент принял «Закон о лучшем управлении Индией». По этому закону государственная власть в Индии ставилась под контроль британского парламента и правительства. В Великобритании был утвержден пост министра по делам Индии. При министре создавался Индийский совет. Генерал-губернатор Индии получил титул вице-короля. Все имущество Ост-Индской компании перешло в собственность британской короны, но акционеры получили значительную компенсацию. С августа 1858 г. Индия стала полноправной колонией Великобритании.

Народное восстание 1857-1859 гг. стало важным рубежом в историческом развитии Индии. Английское правительство проводит ряд реформ, направленных на укрепление и дальнейшую централизацию колониального управления. Одной из первых была проведена военная реформа. В 1861-1864 гг. было изменено соотношение англичан и индийцев-сипаев в колониальных войсках. Это соотношение теперь составило 1:2, а позднее 1:3. Кроме того, комплектование Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской армий строилось на противопоставлении национальных, кастовых и религиозных интересов индусов и мусульман. Это позволяло использовать мусульманские подразделения для подавления волнений в районах, где проживали индусы, и наоборот.

Метрополией были учреждены Высшие суды в каждом из трех президентств. В 1861 г. английский парламент принял «Закон об Индийских советах». По этому закону при вице-короле создавался Совет исполнителей, состоявший из шести членов. В провинциях организовывались законодательные советы с совещательными функциями. Кроме того, вице-король обладал правом вето. Таким образом, административная реформа была умеренной и противоречивой. Также английская администрация продолжала политику «языкового колониализма», начатую еще Ост-Индской компанией. Создавались средние школы с европейской системой обучения, открывались новые университеты, в которых индийцы получали возможность знакомиться с достижениями европейской цивилизации. Сотни индийцев из зажиточных семей обучались в высших учебных заведениях Англии.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"

кафедра Всеобщей истории и международных отношений


Курсовая работа

Великое национальное восстание в Индии в 1857-1859 гг.


Выполнила:

Студентка 4 курса группы 1002

факультета истории и международных отношений

отделения истории и англ. яз.

Сухова Алина

Проверил:

к. и. н., доц. Сафронов Б.В.


Рязань - 2014


Введение

3. Результаты восстания

Заключение

Список литературы

Введение


Казалось, никогда международное положение Великобритании и ее колониальная мощь не были столь прочными, как в начале 1857 г. Парижский мир ослабил Россию и утвердил британскую гегемонию на Ближнем Востоке. Деятельность Дальхузи привела к закреплению английской власти над всей Индией. В Иране и Афганистане, как мы видели, английское влияние стало преобладающим. В Китае англичане в союзе с французами начали в 1856 г. новую захватническую войну, одерживая легкие победы над слабыми, небоеспособными войсками феодально-бюрократической маньчжурской монархии. Однако под покровом внешнего процветания назревал серьезнейший политический кризис.

Индия была первым и по существу, единственным государством столь крупного масштаба, которое было превращено в колонию. Воспользовавшись характерной для Индии слабостью административно-политических связей, англичане сравнительно легко, без особых затрат и потерь захватили власть и установили свое господство. Это было достигнуто в 1849 году, но перед завоевателями возникла новая проблема: как управлять гигантской империей? Политика, проводимая англичанами в Индии, вызвала недовольство у широких слоев населения. Это в конечном итоге привело к крупномасштабному восстанию против власти англичан.

Исследуемая в данной работе проблема является достаточно актуальной. В современное нам время Индия является классической моделью группы стран, которые ведут поступательное движение в сторону постепенного сближения с западными капиталистическими странами; элементы европейской структуры в этих странах сталкиваются с элементами старой структуры, что приводит к различного рода сопротивлениям. И ярким примером этого является великое национальное восстание в Индии 1857-1859 гг., или восстание сипаев.

Целями данного исследования являются подробное изучение данного восстания и попытка дать оценку этому историческому событию. Задачами работы, которые решаются для достижения нашей цели, являются:

) рассмотрение предпосылок и причин, повлекших возникновение восстания в Индии;

) отслеживание хода восстания;

) подведение итогов и результатов великого национального восстания 1857-1859 гг.

1. Причины возникновения Великого национального восстания в Индии в 1857-1859 гг.


Крупнейшим движением против колониального режима Англии, обрекавшего Индию на разграбление, стало народное восстание 1857-1859 гг. Его основной причиной была жестокая и грабительская политика Ост-Индской компании, восстановившая против себя не только народные низы, но и многих представителей местной феодальной знати, вынужденной отказываться от власти и части доходов в пользу англичан. Эксплуатация крестьян доводилась до крайней степени. Национальный доход был ничтожным, а с населения взимались тяжелые налоги, их буквально "выколачивали". Кроме того, крестьян постоянно грабили заминдары (феодальные наследственные держатели земли), ростовщики, скупщики. Разрушение ирригационных систем приводило к падению урожайности полей. Индийский райот (земледелец Индии) не мог обеспечить себе даже полуголодное существование. Страшные голодовки следовали одна за другой, унося много жертв. Голод в 1833 году затронул многие области и повлек за собой гибель огромного количества людей. Естественно, крестьяне были не довольны политикой английских властей. Это недовольство находило поддержку из среды городского населения.

В течение первого столетия британского владычества Индия испытала глубокие социально-экономические потрясения. Земельно-податные преобразования, осуществленные английскими властями в конце XVIII и начале XIX вв. привели к созданию крупной земельной собственности (система постоянного земиндарства) в Бенгалии, Бихаре и Ориссе и мелкой парцеллярной крестьянской аренды (системы райотвари) - в южных провинциях. Усиленный ввоз английских промышленных товаров подорвал основу индийского кустарного производства. Древняя индийская патриархальная сельская община, основанная на сочетании примитивного земледелия с ручным домашним ремеслом, рухнула. Миллионы крестьян и ремесленников были обречены на голод и нищету.

Разрушая старые устои индийского общества, английские колонизаторы не создали новых условий, могущих обеспечить Индии прогрессивное экономическое и культурное развитие. К. Маркс писал в 1853 г.:

"Гражданские войны, вторжения, завоевания, голод, - все эти сменяющие друг друга бедствия, какими бы сложными, бурными и разрушительными ни казались они для Индостана, затрагивали только его поверхность. Англия же подорвала самое основание индусского общества, не обнаружив до сих пор никаких попыток к его преобразованию. Потеря старого мира без приобретения нового сообщает современным бедствиям Индии трагический оттенок и отрезает Индостан, управляемый Британией, от всех традиций и от всей прошлой истории".

Уже в первой четверти XIX века часто возникали восстания. Большое влияние на них оказывали секта ваххабитов, которая под руководством Сеит Ахмеда объявила "священную войну" неверным. Секта получила устойчивую организацию, и Ахмед выдал себя за Махди (посланника Аллаха). Ваххабиды подняли восстание в Бенгалии, выступая за "справедливое государство", общность имущества, избиение англичан, помещиков, мулл, брахманов. В 1831 году восстание значительно расширилось, однако повстанцы потерпели поражение, но не смирились.

Политика колонизаторов не устраивала и многих индийских помещиков, которые были лишены политической власти. Чтобы расширить сферу непосредственной эксплуатации индийского народа, англичане приступили к аннексии (насильственный захват (присоединение) территории государства) княжеств. В нарушение договоров и неоднократных деклараций об уважении к законам и обычаям страны колонизаторы отказались признавать право князей передавать свои владения в случае отсутствия родных сыновей тем, кого они усыновляли, без особого разрешения колониального правительства. На этой основе генерал-губернатор Индии лорд Дальхаузи (1848 - 1857 гг.) присоединил к владениям Ост-Индской компании княжества Сатара, Джанси, Нагпур и Самбхальпур.

Некоторая часть индийской аристократии также пострадала от британской политики. В результате проведения земельно-налоговой реформы в Бенгалии многие местные старинные аристократические роды разорились и были вытеснены новым слоем помещиков, вышедших из среды городского купечества, ростовщиков, спекулянтов, чиновников. Политика Дальхаузи, бесцеремонно ликвидировавшая целый ряд индийских княжеств, лишившая многих туземных принцев их тронов, титулов, субсидий, нанесла немалый ущерб различным феодальным династиям. Наконец, после аннексии Ауда британская администрация значительно урезала права и владения местных крупных феодалов - "талукдаров".

Понятно, обиженные индийские феодалы вовсе не заботились об улучшении тяжкой участи порабощенного народа. Но мероприятия британского правительства, затрагивавшие их собственные интересы, порождали и среди них недовольство.

Английские власти не ограничивались только административно-экономическими мерами, но пытались укрепить в Индии и свое идеологическое влияние. Были изданы законы, запрещавшие некоторые религиозные обычаи и ритуалы индуизма. Английские миссионеры при поддержке правительства вели проповедь христианства среди индусов и мусульман; создавались отдельные европейские школы и колледжи, где обучение индийских детей велось на английском языке. Кроме того, британская администрация обложила налогами земли, принадлежавшие индийскому духовенству. Такая политика, разумеется, вызывала известное раздражение среди индуистского и мусульманского духовенства. А духовенство в ту пору пользовалось огромным влиянием среди народа.

Кроме того, в 1853 г. в очередной раз была продлена Хартия Ост-Индской компании, вводившая конкурсные экзамены при занятии вакантных должностей. помимо этого, в целях увеличения налоговых поступлений колониальное правительство начало проверку документов, на основе которых эта мелкая знать пользовалась налоговыми льготами. Этой проверке подвергались и обширные владения индусских храмов и мусульманских мечетей и мелкие владения брахманов и мусульманского духовенства и всякого рода служебные держания земли. В результате большое количество таких привилегированных, не облагаемых земельным налогом владений было англичанами конфисковано. В 50-х годах эта "проверка" шла полным ходом, и не было ни одного привилегированного землевладельца, который бы не дрожал за свою судьбу и, следовательно, не выражал бы недовольства политикой правительства.

Также хотелось бы упомянуть и духовных феодалов, у которых также имелись недовольства проводимой политикой колониальных властей. У них урезались привилегии, часть земель была конфискована, а остальная обложена налогом на общих основаниях.

Но колониальное правительство твердо было уверено в силе своих сипайских армий, созданных им в осуществление английской политики не только завоевать народы, но и заставить их самих защищать эти завоевания. Действительно, в течение долго времени индийские сипаи верой и правдой служили своим господам. Их руками англичане завоевали всю страну, и пока шел период завоевания, Ост-Индская компания всячески подкупала сипаев. В походах они получали жалования, обмундирование, им позволяли грабить взятые в бою города и села. Однако положение сипаев стало постепенно ухудшаться по мере того, как завершалось завоевание Индии. Не стало ни надбавок, ни военной добычи. Сипайские войска превратились в полицейских, используемых для охраны тюрем, казначейств и конвоирования почты и денежных пересылок.

Иным стало и отношение английских офицеров не только к рядовым сипаям, но и к индийцам-командирам. Они высокомерно, а подчас и презрительно относились к последним, в обиходе используя оскорбительное обращение "ниггер", и на каждом шагу подчеркивая свое национальное превосходство; третировали сипаев, независимо от их звания, боевых заслуг, как людей низшего сорта. В сипайской армии постепенно назревало недовольство. Когда же англичане потерпели позорное поражение в войне с афганцами в 1838-1842 годах и потеряли свой военный престиж, это недовольство в сипайских войсках стало выливаться в прямые акты неповиновения. Большое возмущение сипаев вызвало наступление английских властей и на другие привилегии, которыми пользовались сипаи бенгальской армии, а именно на обязательство не отправлять бенгальских сипаев в заморские военные экспедиции. Это было просто недопустимым для индусов высших каст, которым запрещалось пересекать море.

Некоторые из числа более дальновидных представителей английского командования, конечно, предупреждали об опасности, которая зрела для англичан в сипайской армии. Тем не менее, ни Ост-Индская компания, ни британское правительство не желали слушать эти предостережения, самонадеянно полагая, что они смогут легко расправиться со всеми недовольными. Однако, как мы увидим дальше, англичане просчитались.

Таким образом, к середине 50-х гг. брожение широко распространилось в самых различных социальных слоях Индии.


2. Ход Великого национального восстания 1857-1859 гг. в Индии


Таким образом, к концу 1856 г. вся Индия "бурлила" недовольствами. Помещики сближались, устанавливали контакты с сипайскими полками. Непосредственным поводом к началу народного восстания явилось вооруженное выступление сипаев в Мируте (ключевая крепость в северо-западных провинциях) 10 мая 1857 г. Что же послужило поводом к его началу?

В начале 1857 г. на вооружение индийской армии поступили ружья с патронами нового образца. Эти патроны изготовлялись на оружейном заводе в Дум-дум (предместье Калькутты); там же солдат обучали обращению с новым оружием. Вскоре среди сипаев распространился слух, что, якобы патроны смазаны свиным и коровьим салом. Как известно, в те времена солдат, заряжая ружье, сперва надкусывал патрон. Корова, по брахманистским верованиям, считается священным животным, и убой коров у индусов запрещен. Агитаторы разъясняли сипаям-индусам, что, заставляя их надкусывать патрон, смазанный говяжьим жиром, англичане намеренно толкают их на святотатство; что же касается сипаев-мусульман, то для них якобы предназначаются патроны, смазанные свиным салом, до которого правоверному мусульманину и дотронуться нельзя. Итак, нововведение было истолковано сипайской массой как сознательное оскорбление религиозных чувств индийских солдат англичанами. Слухи быстро облетели всю бенгальскую армию, а также население долины Ганга. Это и была та искра, которая привела к взрыву.

Английское командование не вполне отдавало себе отчет в серьезности положения. Оно считало, что суровая расправа с несколькими зачинщиками мятежа быстро усмирит вышедших из повиновения сипаев.

В апреле-мае 1857 г. колониальная администрация приняла решение распустить два полка, отказавшихся использовать новые патроны.9 мая суд в Мируте приговорил к каторжным работам не подчинившихся решению английских властей сипаев. А на следующий день вспыхнуло вооруженное восстание. К сипаям присоединились крестьяне окрестных деревень и мусульманское население города. Перебив командиров-англичан, восставшие полки двинулись к Дели. Когда на другой день, 11 мая, мирутские полки подошли к Дели, городская беднота открыла ворота и впустила их в город. Малочисленный английский гарнизон был бессилен, и древняя столица Индии перешла в руки повстанцев. Восставшие подошли к дворцу последнего представителя династии Великих Моголов, Бахадур-шаха, и потребовали, чтобы тот присоединился к восстанию. Бахадур-шах, вынужденный принять это предложение, был провозглашен верховным правителем Индии.

Захват Дели послужил сигналом для народных выступлений в других частях страны. Основными очагами восстания стали районы Центральной Индии. В Канпуре важную роль в подготовке восстания играл приемный сын пешвы, лишенный английской администрацией наследственных привилегий, Нана Сахиб. Он стал одним из самых выдающихся вождей восстания.4 июня в Канпуре выступили сипаи двух полков. Они захватили казну, арсенал, тюрьму, освободили заключенных и послали делегатов к двум другим полкам, которые вскоре перешли на сторону восставших. С самого начала в канпурском восстании активно участвовали народные массы. Там формировались отряды из крестьян и ремесленников. Восставшие осадили засевших в канпурской крепости англичан, которые в конце июня вынуждены были капитулировать. Нана Сахиб провозгласил себя пешвой и стал управлять освобожденной канпурскими повстанцами территорией в качестве вассала делийского императора.

Важнейшим очагом восстания стал Ауд. Здесь еще в 1856 г., вскоре после аннексии княжества, развернулась активная подготовка к антианглийскому восстанию. Одним из организаторов народного движения в Ауде был религиозный проповедник Маулави Ахмадулла (Ахмад Шах), в прошлом мелкий феодал. Он рассылал прокламации, произносил проповеди, разоблачавшие англичан. Накануне восстания Ахмад Шах был схвачен английскими властями и ожидал в тюрьме смертного приговора. Его освободили восставшие сипаи. В отличие от восстаний в других районах восстание в Ауде началось выступлением не сипаев, а крестьян. Сипайские полки, посланные англичанами против крестьян в окрестности столицы княжества г. Лакхнау, перешли на сторону восставших и перебили английских офицеров. Одновременно восстали сипаи в Лакхнау. Городское население, в первую очередь ремесленники, также поднялось против колонизаторов. Было объявлено о восстановлении независимости и провозглашении махараджей малолетнего сына бывшего государя. Регентский совет возглавила княгиня-мать, Хазрат Махал.

Народное восстание застало колонизаторов врасплох. На огромной территории от Дели до Калькутты они располагали лишь несколькими полками английских солдат. В обширных густонаселенных областях Индостана, восставший народ ликвидировал колониальный режим. В первые месяцы восстания его главным центром был район Дели. 14 августа сюда были переброшены крупные силы англичан из Панджаба. Началась осада делийских укреплений. Повстанцы стойко обороняли свою столицу. По мере того как выяснялись неспособность и нежелание Бахадур-шаха и его окружения развернуть народную войну против колонизаторов, углублялись противоречия между помещиками и простым народом. Повстанцы не сумели выдвинуть из своей среды военных или политических руководителей, но отдельные выходцы из правящей среды пытались осуществлять политику, в известной мере учитывающую чаяния простого народа.

Среди них выделялся Бахт-хан - офицер-сипай, участник организации ваххабитов, вступивший в июле в Дели во главе объединенных войск, состоявших из сипайских частей и отрядов ваххабитов. Он стал одним из выдающихся военных и политических руководителей восстания. На совете командиров полков, находившихся в Дели, Бахт-хана избрали главнокомандующим. Одновременно был сформирован Совет восставших. В него входили шесть представителей сипаев и четыре представителя гражданского населения. Формально главой Совета восставших был Бахадур-шах, но фактически его возглавлял Бахт-хан. Поддерживаемая населением восставшая армия считала себя носителем власти.

Совет пытался осуществить некоторые мероприятия, отражавшие требования простого народа. Были отменены налоги на соль и сахар, и введено строгое наказание за тайное накопление продовольствия. Семьям погибших воинов выделялся земельный надел, свободный от налогов. Богатые купцы облагались специальными сборами в пользу повстанческой армии. Совет обратился к императору с письмом, призывающим прекратить злоупотребления при сборе налогов и улучшить положение крестьянства. Бахт-хан издал приказ о всеобщем вооружении горожан.

Однако многие помещики все более склонялись к прекращению борьбы. Они вступили в тайные сношения с англичанами, сообщали им военные секреты. Есть основания считать, что и Бахадур-шах стремился к соглашению с англичанами. Распространялись даже слухи о его попытке бежать к неприятелю. Все это ослабляло защитников Дели. Часть повстанческого войска к сентябрю 1857 г. покинула Дели.

В то время как пенджабская армия англичан вела осаду Дели, английские войска, выступившие из Калькутты, шли вверх по долине Ганга. Подавив восстание в Аллахабаде (Илахабад) и Бенаресе (Варанаси), они вступили в район Канпура. Здесь развернулись упорные бои. Однако канпурские повстанцы вели борьбу изолированно, не было установлено непосредственной координации военных действий между Канпуром и Дели. Регулярные части сипаев и партизанские отряды крестьян и ремесленников действовали разрозненно. В результате англичанам в июле удалось овладеть Канпуром.

Взятие Дели (как и Канпура) сопровождалось чудовищными зверствами. Опасаясь расправы, большинство мирных жителей покинуло город. С падением Дели был ликвидирован крупнейший очаг восстания, но борьба продолжалась. И главным центром восстания после падения Дели становится Ауд. С самого начала восстание в Ауде приняло массовый характер. В руках восставших быстро оказалась вся территория княжества. Только в крепости, расположенной в центре Лакхнау, оставался осажденный повстанцами небольшой английский гарнизон. Ауд стал главным очагом освободительной борьбы, воодушевляя народные массы всей Индии. Сюда стягивались и главные силы англичан. В ноябре 1857 г. англичане развернули наступление на Лакхнау. Им удалось прорваться к городу и вывести оттуда осажденный гарнизон. Но удержаться в Лакхнау они не смогли и отступили к Канпуру. Между тем в Индию прибыли новые английские войска, освободившиеся после окончания войны с Ираном, и часть войск, отозванных с пути в Китай. В декабре шли бои с войсками Нана Сахиба. Англичанам удалось прочно занять линию и отрезать повстанцев от Ауда. К весне 1858 г. английское командование, сосредоточило крупные силы для наступления на Лакхнау. В начале марта английская армия окружила Лакхнау. После упорной борьбы 14 марта англичане овладели городом. Они учинили там повальный грабеж и неслыханные зверства, продолжавшиеся в течение двух недель.

Однако англичанам не удалось ликвидировать повстанческую армию. Отступив из Лакхнау, она продолжала борьбу под руководством Ахмад Шаха. После падения Лакхнау главной формой вооруженной борьбы против колонизаторов стала партизанская война. Помимо Ауда она охватила Центральную Индию, где ядром партизан стали остатки повстанческой армии Нана Сахиба, в которую влились и делийские войска. После этого борьбу в Центральной Индии возглавил талантливый партизанский вождь и полководец Тантиа Топе. Одним из центров сопротивления в Центральной Индии стало княжество Джханси. Здесь оборону против англичан возглавила княгиня Лакшми Бай.

Но феодальные элементы открыто переходили на сторону англичан. Этому способствовало обещание англичан гарантировать феодальной аристократии полную неприкосновенность их владений. Один из землевладельцев предательски захватил Ахмад Шаха и за денежное вознаграждение вручил англичанам его окровавленную голову. В апреле 1859 г. другой раджа захватил и выдал англичанам Тантиа Топе.

В Индии восстание было подавлено с чудовищной жестокостью. Сипаев привязывали к жерлам пушек и затем выстрелом разрывали их на части. Колонизаторы истребляли не только повстанцев, но и мирное население. Исход восстания 1857-1859 гг. показал, что в тот период в Индии еще не сложилась сила, достаточно могучая для того, чтобы изгнать колонизаторов. Большинство вассальных князей, помещики-заминдары с самого начала поддержали англичан. Крестьяне и ремесленники не смогли в ходе восстания выдвинуть свою собственную программу и своих вождей. Хотя отдельные руководители восстания (Ахмад Шах Бахт-хан и др.) учитывали требования простого народа, они не могли существенным образом повлиять на положение дел. Сипайские полки и крестьянские отряды действовали разрозненно и неорганизованно.

Что касается крестьян в целом, то они, освободившись от власти англичан, уничтожив ненавистные им налоговые судебные учреждения, расправившись с англичанами-плантаторами и своими ростовщиками и выгнав из сел тех, кто скупил их землю, создавали свои отряды самообороны. Не имея над собой никакого руководства, эти отряды ограничивались обороной своих сел и добытых ими деревенских вольностей. Вооруженные старинными пищалями, луками, мечами и пиками, такие крестьянские отряды оказывали мужественное сопротивление английским карательным войскам и гибли, подавленные превосходством вооружения и военной выучки английских солдат. Давала себя знать также национальная, религиозная и кастовая разобщенность населения Индии. В этих условиях крупные воинские подразделения, двинутые англичанами, их военно-техническое превосходство решили исход борьбы.


3. Результаты восстания


Как мы видели, британская армия отнюдь не проявила в этой войне блестящих качеств, тем не менее она явно превосходила противника по количеству и качеству вооружения, в материальных ресурсах, в организации и управлении войсками. Английское командование обнаружило, как и в предыдущих войнах, весьма посредственные познания и способности в области военного искусства. Все же английские генералы и офицеры имели тот элементарный опыт в области стратегии, тактики, фортификации и пр., которым повстанческие командиры не обладали. Наконец, английская армия обладала централизованным военным руководством, координировавшим действия войск на различных театрах войны, не говоря уже о едином управлении войсками на отдельном театре военных действий. У сипаев же это важнейшее условие, обязательное для всякой армии, отсутствовало.

Однако эти чисто военные моменты были лишь неизбежным следствием более важных, социально-политических причин. В те времена в Индии не было еще ни национальной промышленной буржуазии, ни индустриального пролетариата. Основными движущими силами восстания 1857-1858 гг. являлись: крестьянство и отчасти городской плебс; руководящая же роль большей частью принадлежала феодально-клерикальным группировкам. Поэтому восстание не могло подняться до уровня подлинного национально-революционного движения. Феодальная аристократия и духовенство, пытавшиеся реставрировать - одни мусульманскую империю Великих Моголов, другие индусскую монархию Маратов, - тянули народные массы вспять, к средневековью, добиваясь восстановления феодальных форм эксплуатации, отживших реакционных порядков, изуверских религиозных идей, институтов, бытовых обычаев.

Мы видели, что в рядах повстанцев нашлись честные отважные вожди, искренне воодушевленные мечтой об освобождении родной страны от ига чужеземцев. Но таких оказалось немного. Большинство предводителей исходило из корыстных эгоистических соображений и потому с легкостью предавало шедший за ними народ. Разлагаемое национальными, религиозными, кастовыми, групповыми распрями, восстание не смогло превратиться в объединенную борьбу всех народов Индии за независимость.

При всем этом восстание имело огромное историческое значение. Вопреки ложной концепции, преобладающей в английской буржуазной историографии, оно было не чисто военным бунтом сипаев, но широким народным движением, порожденным британской колониальной системой. Это признавал даже такой матерый представитель английской агрессивной политики, как Дизраэли, заявивший в 1857 г. с трибуны палаты общин, что "нынешние беспорядки в Индии являются не простым военным мятежом, а национальным восстанием, в котором сипаи играют лишь роль орудия".

Впервые кичливые британцы почувствовали грозную силу гнева порабощенного ими народа; пережитый ими тогда страх запомнился надолго. Не забыли об этом великом восстании и народы Индии. Из поколения в поколение передавалась славная память о героических боях 1857-1958 гг., о подвигах лучших народных вождей и самоотверженных бойцов. Уроки и традиции Сипайского восстания сыграли немалую роль в развитии общеиндийского национально-освободительного движения. Они вдохновляли индусов и мусульман на продолжение борьбы против британских угнетателей, призывали их к преодолению братоубийственной розни, к тесному сплочению во имя независимости своей родины.

Подавив восстание, английские власти приступили к зверским репрессиям. Пленных повстанцев, а заодно с ними мирных индийских крестьян и горожан вешали, пытали, расстреливали, привязывая к жерлам пушек. Целые селения и городские кварталы сметались с лица земли. Зато аристократические круги, причастные к движению, не только не понесли кары, но были обласканы и осыпаны милостями.

Система англо-индийской администрации была реорганизована. Принятый английским парламентом 2 августа 1858 г. "Акт об улучшении управления Индией" ликвидировал Ост-Индскую компанию, которая фактически уже давно утратила свое былое значение, и присоединил Индию к владениям британской короны. Вместо прежнего Контрольного Совета в Лондоне, осуществлявшего верховное управление индийскими делами, учреждалось специальное Министерство по делам Индии. Генерал-губернатор Индии получил титул вице-короля. Все вооруженные силы в Индии, состоявшие до этих пор на службе Ост-Индской компании, были переведены на коронную службу. По плану, разработанному специальной комиссией, соотношение между "туземным" и английским контингентами войск было установлено 2: 1 в Верхней Индии и 3: 1 в остальных областях.

В опубликованном 1 ноября 1858 г. обращении английской королевы Виктории к Индии содержалось обещание "свято уважать права, честь и достоинство туземных князей", подчеркивалась неприкосновенность земельной собственности индийской знати. Английская королева брала под защиту закона кастовый строй и другие пережитки средневековья. После восстания колонизаторы усилили курс на сотрудничество с индийскими князьями и помещиками и сохранение феодальных пережитков в политическом строе, экономике, быту и сознании народов Индии. Усилилась роль индийской знати как опоры британского колониального режима.

Перевод армии на коронную службу, условия которой были менее выгодны и более суровы, чем служба у компании, вызвал ропот и недовольство среди английских солдат. Летом 1859 г. во многих частях имели место случаи неповиновения командирам, а в Барампуре 5-й европейский бенгальский полк поднял открытый мятеж. Возмущение удалось быстро локализовать, но эти инциденты обнаружили ненадежность и тех европейских войск, которые до сих пор считались незыблемой опорой англо-индийского правительства. Было решено коренным образом реорганизовать вооруженные силы в Индии. Англо-индийская армия, которую до этого предполагалось сохранить в качестве особой автономной единицы, была слита с английской армией метрополии. Ее европейский контингент в 1876 г. составил 76 тыс. чел., а индийский - 120 тыс. чел. (в том числе 131 пехотный батальон и 36 кавалерийских полков).

Индийские части бенгальской армии также подверглись радикальному преобразованию; отныне они стали комплектоваться преимущественно сикхами, гурками и патанами, оказавшими значительные услуги англичанам при подавлении восстания. Сипайские войска теперь имели в своем составе только пехоту, кавалерию и несколько саперных батальонов, индийские артиллерийские части были упразднены. Некоторые функции, прежде выполнявшиеся сипаями, например охрана казначейств, судов, тюрем, конвоирование арестованных и пр., были переданы в ведение расширившейся и реорганизованной полиции. Многие старые офицеры индийской службы были уволены и заменены новыми.

Индийский флот, прежде существовавший на правах самостоятельной эскадры, был расформирован. Его суда и часть личного состава были включены в состав английского флота, которому поручалась оборона морских подступов к Индии.

Преобразования индийской административной системы и реорганизация вооруженных сил, проведенные после восстания 1857-1858 гг., имели своей целью закрепить и упрочить британское владычество над Индией и создать наиболее благоприятные условия для колониальной эксплуатации индийского народа английской буржуазией.

Сипайское восстание открыло собой новый этап британской колониальной политики в Индии. С этих пор складывается прочный союз между английской колониальной администрацией, с одной стороны, и феодально-аристократической верхушкой индийского общества - с другой. Купленные подачками и привилегиями, индусские и мусульманские князьки, крупные землевладельцы и высшее духовенство становятся опорой британского колониального режима; они активно помогают англичанам подавлять народно-освободительные движения, притеснять и эксплуатировать трудящиеся массы Индии. В то же время английская администрация прилагает все усилия к тому, чтобы разжечь распри между индусами и мусульманами и таким образом сорвать или, по крайней мере, затормозить развитие общенародной освободительной борьбы в Индии.

Однако несмотря на то, что первое крупное индийское национальное восстание закончилось трагическим поражением, оно все же нанесло немалый ущерб военной и финансовой мощи англо-индийского правительства и значительно подорвало его международный политический престиж. В течение последующих десяти-пятнадцати лет англичане были вынуждены несколько ослабить свою экспансионистскую политику по отношению к Афганистану, Ирану, среднеазиатским ханствам и заняться главным образом укреплением британской военной и административной организации в Индии, обнаружившей в 1857-1859 гг. свою явную слабость.

Английские власти приняли меры, чтобы несколько разрядить недовольство крестьянства. В 1859 г. были приняты "Закон о постоянной аренде" и другие акты, запрещавшие заминдарам произвольно повышать ренту и сгонять с земли тех крестьян, которые могут доказать, что они арендуют свой участок не менее 13 лет. В дальнейшем "постоянные арендаторы" получили право закладывать и продавать свои земли. Эти земли постепенно начали скупаться ростовщиками, купцами, кулаками, которые, в свою очередь, сдавали их в аренду. В итоге эксплуатация крестьян-арендаторов увеличилась. Учитывая опыт восстания, англичане реорганизовали свои вооруженные силы в Индии. После ликвидации Ост-Индской компании ее войска стали королевскими войсками. В них было значительно увеличено число англичан. Теперь на двух-трех солдат-индийцев приходился один английский солдат. Артиллерия и технические части, как правило, комплектовались только из англичан. Эти меры повысили роль англо-индийской армии как важнейшего орудия колониального порабощения народов Индии.

Подавив народное восстание 1857-1859 гг., 8 июля 1859 г. был провозглашен мир на территории теперь уже в полном смысле слова "Британской" Индии, а индийские правители вынуждены были присягнуть на верность англичанам, которые окончательно превратили ее в аграрно-сырьевой придаток капиталистической Англии.

Серьезные задачи стояли перед англо-индийским командованием в северо-западной пограничной полосе Индии, населенной воинственными свободолюбивыми афганскими племенами, не подчинявшимися фактически англичанам и ведшими против них почти не прекращавшуюся партизанскую борьбу. Эти обстоятельства создали благоприятные условия для успешного продвижения России в глубь Средней Азии в 60-х гг. XIX в.

Заключение


В целом, восстание 1857-1859 гг. явилось типичной для восточных обществ стихийной реакцией на процесс принудительной структурной перестройки, вызванный политикой западных держав. Подобные стихийные движения, основанные во многом на идеологии ретроградной утопии (возвращения к неким "идеальным" порядкам прошлых времен) было характерно для многих восточных государств (тайпины в Китае, бабиды в Иране и т.д.).

В историографии существуют самые различные оценки восстания: К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали его как национально-освободительное движение индийского народа против британского колониализма. Позже эта оценка стала господствующей в советской историографии. Британские историки трактовали события 1857-1859 гг. в Индии исключительно как попытку "реакционных" сил помешать прогрессивному развитию индийских территорий под британским управлением". Примечательно, что подобную оценку разделяли и некоторые индийские ученые, и общественные деятели. Однако, несмотря на разницу в оценках практически все исследователи сходятся в том, что это событие явилось одним из поворотных в истории Индии.

Справедливо оценив восстание как мощный народный взрыв недовольства не только правлением колонизаторов, но и грубой ломкой традиционных форм существования многих слоев индийского общества, английские колониальные власти вынуждены были всерьез задуматься над тем, как быть дальше.

Вопрос был в том, какими методами и средствами добиться уничтожения традиционной структуры. Было ясно лишь одно: резкая насильственная ломка здесь неприемлема; ее следует заменить постепенной и тщательно продуманной трансформацией - с ориентацией, естественно, на европейскую модель. Собственно, к этому и свелась последующая политика англичан в Индии.

Восстание 1857-1859 гг. оказало огромное влияние на развитие национально-освободительного движения народов Индии. Это было первое в истории страны подлинно народное восстание, ставившее своей целью ликвидацию британского колониального господства.

национальное восстание индия сипай

Список литературы


1. Антонова К.А. История Индии. - М.: Высшая школа., 1989. - 315 с.

Горбовекий А.А. Реформа 1861 года в индийской армии. В сб. ст.: Народное восстание в Индии 1857-1859 гг. - М., 1957, с. 309-326.

Дубинский A. M. Индийское национальное восстание 1857-1859 гг. - В кн.: Дубинский A. M. Революционно-освободительная борьба в Индии и Китае в середине XIX века. - М., 1957, с. 3-25.

Его же. Национальное восстание в Индии 1857-1859 гг. В кн.: История международного рабочего и национально-освободительного движения. - М., ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1959, с. 135-141.

Ерофеев Н. Английский колониализм в середине XIX в. - М.: Наука, 1977. - 550 с.

Ефимов А.В. Восстание сипаев. - М.: Русская книга, 1938. - 277 с.

Индийское национальное восстание 1857-1859 гг. Б кн.: БСЭ, 2-е изд., т.18, с.23-25.

Комаров Э.Н. Английская колониальная политика в Индии и ее социально экономические последствия - народное восстание в Индии 1857-1859 гг. - М.: Наука, 1957. - 360 с.

Летченко Ю.В. Основные очаги народного восстания в Индии. Народное восстание в Индии 1857-1859гг. - М.: Издательство АН СССР, 1957. - 522 с.

Петченко Ю.В. Основные очаги народного восстания в Индии (Дели, Канпур, Ауд). В сб. ст.: Народное восстание в Индии 1857-1859 гг. - М., 1957.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Индийское народное восстание 1857-1859 годов - народное восстание в Индии против колониального господства Англии. В английской литературе восстание часто называют Сипайским, так как его военным ядром были сипаи. Центром восстания была территория, расположенная между Пенджабом и Бенгалией. Восстание началось в Бенгальской армии, комплектовавшейся в этой области.

Сипаи Бенгальской армии в подавляющем большинстве состояли из двух высших индусских каст раджпутов и брахманов, меньшую часть армии составляли мусульмане. Сипаи-раджпуты являлись или представителями верхней прослойки общинного крестьянства, так называемых паттидаров, или мелкими феодальными землевладельцами; брахманы в основной массе были владельцами сравнительно небольших участков земли, по преимуществу полученных их предками от местных индусских феодалов в виде религиозного дарения или от сельской общин в качестве брахманского служебного надела. По традиции брахманские земли освобождались полностью или частично от уплаты феодальной ренты. Мусульманская часть Бенгальской армии состояла из представителей той же социальной прослойки, что и раджпуты.

После захвата Северной Индии англичанами колониальные власти резко увеличили земельный налог с паттидаров и ликвидировали налоговые привилегии брахманов. Это привело к ухудшению их положения и переходу их земель главным образом в руки торгово-ростовщических каст за долги или за недоимки по уплате земельного налога английским властям.

Недовольство английской колониальной властью, охватившее паттидарскую и мелкофеодальную прослойку населения района вербовки сипаев, проникло и в Бенгальскую армию. Оно было усилено тем, что незадолго до 1857 года англичане отняли у бенгальских сипаев ряд привилегий (например, право служить только в пределах Индии) и уменьшили жалованье. Гнет колонизаторов остро ощущали ремесленники, разорявшиеся в результате проникновения в Индию английских товаров фабричного производства. К недовольству народных масс прибавилось недовольство многих крупных феодалов, чьи княжества и поместья были отняты англичанами силой или на основе закона о "выморочных владениях", проведенного генерал-губернатором Дальхузи.

В восстании принимали участие различные классы Индии, но движущей силой являлся наиболее многочисленный класс - крестьянство, а также ремесленники. Крестьянство имело целью избавиться от налоговой и ростовщической эксплуатации и вернуть наследственные права на землю. Феодалы, игравшие большую роль в руководстве восстанием, стремились к изгнанию англичан только для того, чтобы восстановить утерянное ими монопольное право на эксплуатацию индийского народа.

Непосредственным поводом к Индийскому народному восстанию было введение в армии новых ружей, патроны для которых, по слуху, пронесшемуся в Бенгальской армии, были смазаны коровьим или свиным жиром. Сипаи отказывались брать патроны, так как прикосновение к ним оскорбляло религиозные убеждения индусов и мусульман. 10 мая 1857 года в городе Мируте (Мератх) восстали три синайских полка и ушли в Дели, где были поддержаны делийскими сипаями и местным населением. Повстанцы провозгласили восстановление династии Великих Моголов и заставили ее представителя Бахадур-шаха II подписать воззвание с призывом к войне за освобождение родины. В Дели наряду с пр-вом Бахадур-шаха II был создан административный совет (джалса) из сипаев и горожан как высший административный орган государства. В его работе (с июля) принял участие преданный делу борьбы за независимость Бахт-хан. Видя неспособность принца Мирзы Могола, поставленного Бахадур-шахом во главе делийских войск, Бахт-хан взял военное руководство в свои руки.

Весть о событиях в Дели и воззвания, разосланные делийцами, подняли против колонизаторов значительной часть населения Северной Индии. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали долговые расписки, хранившиеся у ростовщиков, гнали из сел новых помещиков (заминдаров).

В ходе восстания, помимо Дели, возникло еще два пункта концентрации повстанческой армии. Одним из них был Канпур, где восставший 4 июня гарнизон провозгласил своим вождем Нана Сахиба; другим - Лакхнау - столица Ауда. В городах значительную роль в их обороне играла ремесленная беднота.

Борьба, в которую вступили индийские солдаты колониальной армии, крестьяне, ремесленники и значительная часть феодалов, приобрела общенародный характер.

Повстанческим властям, созданным в Дели, Канпуре и Лакхнау, пришлось столкнуться с огромными трудностями: нехваткой денег для выплаты жалованья войскам, недостатком военного снаряжения, продовольствия и т. п.

В Дели сипаи, видя беспомощность властей, сами облагали делийских богачей своего рода контрибуцией, силой отбирали хлеб, который те прятали в своих амбарах. Агенты англичан, укрывшиеся в городе, провоцировали и раздували беспорядки. Феодалы, примкнувшие вначале к восставшим делийцам, вскоре начали тайные переговоры с англичанами о прекращении войны. В Лакхнау пр-во, созданное из прежней придворной знати, также оказалось неспособным наладить порядок в городе. Попытки Ахмад-шаха (см. Маулави) вмешаться в действия аудских вельмож привели к удалению его из правительства и аресту.

Несколько лучше обстояли дела в Канпуре, где душой пр-ва был Азимулла-хан. Здесь были приняты меры к организации аппарата управления и обеспечения снабжения войск и населения.

Военное руководство всех трех центров восстания с самого начала стало придерживаться оборонительной тактики.

Пассивная тактика руководства Индийского народного восстания помогла колонизаторам сохранить за собой Пенджаб и Бенгалию, подавить там восстание синайских частей, быстро ликвидировать вспышки восстания в Декане и удержать в повиновении синайские армии Мадраса и Бомбея. Наконец, эта пассивность привела к переходу инициативы в воен. действиях в руки англ. командования. В Калькутту были переброшены войска из Мадраса и Бирмы, а также английские солдаты, направлявшиеся в Китай. Значительную помощь англичанам оказали выступившие на их стороне раджи Гвалиора, Индура, сикхские раджи Патиалы и Джхинда и многие др. представители феодальной знати, а также корпус гуркхов (гурков) из Непала.

В конце мая началось наступление колонизаторов вверх по Гангу. В июне были заняты Бенарес и Аллахабад. Колонизаторы жестоко расправлялись с восставшими.

15 и 16 июля англичане нанесли поражение Нана Сахибу, который отступил на территорию Ауда, а позднее ушел в Рохилкханд. За месяц до падения Канпура другие английские части подошли к Дели и приступили к осаде этого города. 19 сентября после 4-месячной осады англичане овладели городом. Бахадур-шах сдался английской армии вместе со своей семьей. Взятие Дели сопровождалось чудовищными зверствами английских войск.

С падением Дели основным центром Индийского народного восстания стал Ауд. Туда была брошена 100-тысячная английская армия. Во главе обороны аудской столицы Лакхнау встал Ахмад-шах, которого феодалы были вынуждены освободить из-под ареста. Бои под Лакхнау начались в последних числах февраля 1858 года, и только 19 марта англичане овладели городом. Как и в других городах, в Лакхнау англичане учинили грабеж и массовое избиение горожан.

После падения Лакхнау освободительная война индийского народа вступила в партизанский этап, на котором особенно развернулись военные таланты Ахмад-шаха и Тантиа Топи. Тантиа Топи встал во главе гвалиорского контингента, поднявшего бунт против своего князя. Своей военной базой он сделал город Калпи и не раз наносил англичанам серьезные удары. Вместе с джхансийской княгиней Лакшми-Бай и другими военными вождями Тантиа Топи вел искусную маневренную войну в районе Калпи, Канпура и Гвалиора.

2 августа 1858 года английский парламент принял закон о переходе управления Индией от Ост-Индской компании к короне, а 1 ноября 1858 года была опубликована Прокламация королевы Виктории, объявлявшая об этом и о прощении феодалов, участвовавших в восстании (кроме тех, кто лично был повинен в убийстве англичан), и обещавшая уважать их феодальную собственность. Феодалы сложили оружие, что облегчило завершение операций по уничтожению остатков повстанческих войск.

Большая часть военных вождей пала в боях, другие были схвачены и казнены или сосланы на вечную каторгу. В конце 1858 года Тантиа Топи (маратх по происхождению) предпринял попытку пробиться в Декан и поднять на восстание маратхов. Однако, пройдя за реку Нарбаду, он вынужден был отступить в Раджпутану, затем в Гвалиор, где был выдан предателем и 18 апреля 1859 года повешен. Гибелью Тантиа Топи завершилась трагическая эпопея Индийского народного восстания.

Основные причины поражения Индийского народного восстания: 1) военное превосходство англичан над восставшим народом; 2) противоречие целей восставших (прежде всего крестьян и феодалов); англичане, пойдя на уступки феодалам, оторвали Их от участия в восстании; 3) сохранявшаяся в результате слабости экономического развития разобщенность народов Индии, укрепляемая к тому же всей политикой колониальных властей; это помогло англичанам изолировать основной центр восстания и мобилизовать на его подавление все ресурсы Декана, Бенгалии и Пенджаба.

Несмотря на поражение, Индийское народное восстание выявило огромную силу народной ненависти к колониальным поработителям. Английские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Они не только ликвидировали Ост-Индскую компанию и подчинили Индию короне, но и сделали своими союзниками индийских феодалов, проведя ряд законов, закреплявших их права помещичьей собственности на землю. В то же время им пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничивавшие феодальный произвол заминдаров.

Индийское народное восстание имело большое международное значение. Наряду с Тайпинским восстанием в Китае и Бабидскими восстаниями в Иране оно явилось, по выражению К. Маркса, ответом народов Азии на закабаление их капиталистическими державами, в первую очередь Англией. К. Маркс отмечал также значение освободительной борьбы индийского народа для европейского рабочего движения.

Индийскому народному восстанию посвящена обширная литература. Еще в свое время оно приковало к себе внимание почти всего мира. Первыми, кто поднял голос в защиту повстанцев, были К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 12). В своих блестящих статьях К. Маркс и Ф. Энгельс показали общенародный характер восстания и его движущие силы, дали анализ сильных и слабых сторон восстания и причин его поражения, разоблачили гнусные действия озверевших усмирителей восстания. В России с самой яркой статьей в защиту инд. народа выступил революц. демократ Н. А. Добролюбов, опубликовавший под псевдонимом Н. Турчинов статью "Взгляд на историю и совр. состояние Ост-Индии" в журнале "Современник" (1857, кн. 9), в этой статье он отмечал кар. характер восстания, вызванного всей системой колониального угнетения Индии. В Англии восстание поддержал видный чартист Э. Ч. Джонс, который писал в газете "People"s Paper", что индийское восстание было не военным мятежом, а подлинно национальным восстанием (подробнее см ст. Д. Брайна в сб.: Народное восстание в Индии 1857-1859 гг., М., 1957)

Буржуазная историография, и прежде всего английская, отрицает народный характер восстания и рассматривает его как военный бунт сипаев, к которым присоединились недовольные феодалы. В качестве причины восстания выдвигается недальновидная политика частной организации Ост-Индской компании и ее генерал-губернатора Дальхуаи. Такая точка зрения проводится в самой авторитетной, богатой фактич. материалом многотомной истории Кея и Маллесона (Kaye"s and Malleson"s History of the Indian mutiny, v. 1-5, L., 1888-89), в трехтомной истории Форреста (G. W. Forrest, History of the Indian Mutiny reviewed and illustrated from original documents, v. 1-3, L., 1904-12) и в др. работах. Что касается индийской исторической литературы, то она не велика, в частности и потому, что колониальные власти пропускали лишь такие книги, которые не противоречили их взглядам. Они разрешили публикацию работ Сайд Ахмад-хана "Асбаб-е бхагават-и Хинд" (1858) и Канхайа Лала "Тарих-и бхагават Хинд" (1916) (обе на яз. урду), но запретили книгу В. Д. Саваркара "The Indian war of Independence 1857" (L., 1909) за её решительную антианглийскую направленность. Однако Саваркаром восстание представлено как романтическая эпопея борьбы за родину и религию небольшой кучки феодалов, организовавших заговор против англичан и поддержанных сипайскими войсками и народом, якобы видевшими в них своих "естественных" вождей. После освобождения Индии ее историки получили возможность более глубокого изучения событий 1857-1859 годов. В появившихся работах приводятся новые документы Однако лишь немногие авторы попытались раскрыть народный характер восстания (напр., Ashoka-Mehta, 1857. The great rebellion, Bombay, 1946; Rebellion, 1857. A Symposium, сб. ст. ed. by P. С. Joshi, New Delhi, 1957). Большинство авторов до сих пор продолжает следовать английской традиции в оценке Индийского народного восстания (см., напр., кн. S. N. Sen, Eighteen fifty-seven, Calcutta-Delhi, 1957).

Советские историки, исходя из оценки Индийского народного восстания, данной К. Марксом и Ф. Энгельсом, всегда рассматривали его как общенародное восстание против колониального гнета, главными движущими силами которого были крестьяне и ремесленники (гл. в кн.: И. М. Рейснер, Очерки клас. борьбы в Индии, ч. 1, М., 1932). Советские ученые показали, что в ходе Индийского народного восстания крестьяне пытались вернуть общинные права на землю, отнятые у них колонизаторами в свою пользу или в пользу заминдаров, а также силой покончить с задолженностью ростовщикам. Однако эти выступления крестьян не наложили на Индийское народное восстание печати аграрной революции, как пытались доказывать некоторые современные индийские авторы (см. ст. Сатиндры Сингхав журн. "India to-day", 1952, v. 1, No 10). Из опубликованных. в СССР работ наиболее всесторонне все аспекты Индийского народного восстания освещены в сборнике, изданном к столетнему юбилею восстания "Народное восстание в Индии 1857-1859" (М., 1957). Из других работ по истории Индийского народного восстания следует упомянуть работы: Комарова Э. Н., Экономические предпосылки индийского народного восстания 1857-1859 гг., "СВ", 1957, No 4; Москалева В., Сипайское восстание в Индии в 1857, "ИЖ", 1937, No 9; Осипова А. М., Великое восстание в Индии 1857-1859, М., 1957; его же, К вопросу о роли раджпутского крестьянства в инд. нац. восстании 1857-1859 г., "ВИ", 1957, No 6; Семеновой Н. И., Пенджаб в период Народного восстания в Индии 1857-1859 гг., в кн.: Индия. Статьи по истории, М., 1959; Библиографию работ по истории восстания, вышедших на иностр. яз. до 1957, см. в книге: Sen S. N., Eighteen fifty-seven, (Calcutta-Delhi), 1957.

А. М. Осипов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Пояснения

Распространение восстания

Новости о падении Дели, благодаря телеграфу, быстро распространились по Индии. Многие гражданские чиновники бежали в безопасные места со своими семьями. В Агре в 260 км от Дели 6 тыс. европейцев укрылись в местном форте. Это бегство придало повстанцам смелости. Военные частью доверяли своим сипаям, частью пытались их разоружить для предотвращения мятежа. В Бенаресе и Аллахабаде попытки таких разоружений вызвали бунты. Восстанием оказался охвачен Канпур, где сторонники Нана Сахиба устроили жесточайшую резню мирного населения, а также вассальное княжество Джханси, которое на тот момент управлялось вдовой - Лакшми Бай.

По мере распространения восстания в Индии начал разрастаться раскол. Бахадур Шах объявил о восстановлении власти Великих Моголов, чем были недовольны маратхи , желавшие своего государства, и авадхи, настаивавшие на правлении собственного наваба .

Со стороны некоторых мусульманских лидеров раздались призывы к джихаду, однако вскоре вспыхнули разногласия между суннитами и шиитами . Многие сунниты отказывались присоединяться к восстанию, считая его шиитским. Часть мусульман, например, исмаилитский лидер Ага-хан I , поддержали британцев.

Последствия

Несмотря на поражение восстания, английские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Ещё 2 августа 1858 английский парламент принял закон о ликвидации Ост-Индской компании и переходе управления Индией к Англии, а таким образом все жители стали подданными английской королевы уже как императрицы единой Индии. Индийских князей и помещиков колонизаторы сделали своими союзниками, проведя ряд законов, закреплявших их права феодальной собственности на землю. В то же время колониальным властям пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничившие феодальный произвол заминдаров .

Литература

  • Шаститко П. М. Нана Сахиб. - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1967. - 168 с. - 15 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Мега Кумар. Сипаи против Империи
  • Антон Кротков. Не учите сипаев винтовку чистить
  • Непомнящий Н. Н. Лакшми Бай, женщина - вождь сипаев?