Повелевает у кого сила. Всем молодым писателям посвящается. Ибо так Воистину повелевают Высшие Силы. Почему мы не применяем власть имени Иисуса подобным образом

Деян.3:1-8 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Как многие из вас оказываясь в подобной ситуации, поступали именно так, как поступили Апостолы? Чаще всего мы проходим мимо таких людей или ограничиваемся подаянием. И это не плохо. Но лучше будет, если вы не дадите им, ни копейки. Вы слышите? Лучше будет, если вы не дадите им ни копейки, но дадите им исцеление? Как хромой встанет на ноги и прославит Бога, если кто-то не подойдет и не помолится за него? Эта власть дана только христианам – тебе и мне. Бог не разрешает это делать целителям, экстрасенсам и знахарям. Они делают это не законно, и Бог наказывает их за то, что они делают это. Но христианам выдана «небесная лицензия» исцелять, освобождать и разрушать дела дьявола именем Иисуса.

Почему хромой при дверях храма был исцелен?

Деян.4:9-10 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея , Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав .

Петр и Иоанн не планировали исцелить этого больного, они просто шли в храм для молитвы. Хромой также не ожидал от них исцеления, он просил подаяния. Он вообще не знал их, потому и просил денег. Если бы он знал, что они могут исцелить, хромой попросил бы их об исцелении. Петр же приказал этому хромому встать и ходить во имя Иисуса Христа. Тот встал и пошел. Как сам Петр сказал после этого - немощный исцелен именем Иисуса Христа. Петр просто применил власть имени Иисуса и чудо произошло.

Почему мы не применяем власть имени Иисуса подобным образом?

С душевной точки зрения – это обыкновенная лень. С духовной точки зрения - это страх, незнание и неверие. Если все это соединить вместе, то мы получим образ современного христианина: ленивый, боящийся, не знающий не верящий.

Почему же мы боимся? Потому что мы не хотим рисковать своим авторитетом, если произойдет неудача. « Что обо мне скажут люди… ». Иона убегал от Бога, потому что знал, что обстоятельства могут измениться, и жители Ниневии могут объявить его лжепророком.

Ион.4:3 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис , ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

Почему мы живем в непонимании? Потому что слушаем мнение других, а писаний не знаем. Очень часто писание говорит одно, а люди дают свои комментарии писания. Неясность в том, что делать и как делать блокирует нашу веру. Непонимание писаний и силы Божьей держит нас в заблуждении.

Матф.22:29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией .

Откуда берется неверие? Неверие рождается из-за плохого опыта. Некоторые видели неудачу других в этой сфере или сами пережили неудачный опыт, и их вера превратилась в неверие.

Мар.9:24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию .

Семь ключей к служению в силе и власти имени Иисуса

1. Верьте во власть Его имени . Верьте в то, что имя Иисуса обладает абсолютной властью не зависимо от того принимает это кто-то или нет.

Фил.2:9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ...

Что Бог положил под ноги Иисуса? Bce! Это включает сатану, бесов, злых духов, грех, болезни, нищету, немощи. Мы - Тело Христа на земле, а это значит, что это все было положено и под наши ноги тоже. Нельзя отделить имя человека от его личности. Имя Иисуса приводит в состояние готовности все воинство небесное! Небо обязано подчиняться авторитету и защищать репутацию этого имени! Христианину дана власть действовать от этого имени во всех ситуациях.

2. Верьте в свою власть . Мы не должны сомневаться, что мы можем пользоваться этой властью. Иисус лично дал нам право пользоваться Его властью, Его именем, чтобы врачевать болезни и изгонять бесов.

Мар.16:17-18 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Наша власть над дьяволом не зависит от того, как долго мы молимся или постимся, но нам нужно знать, кто мы во Христе. Мы должны смелее применять Имя Иисуса, потому что оно действует намного сильнее, чем мы даже догадываемся об этом.

Пример . На служение пришел Мусульманин и он никогда прежде не был в Христианской церкви. Когда был призыв пастора, приносить для помазания платки и пояса, он не думал не о каких друзьях или родственниках, кто были больны; однако, не желая пропускать благословение, он вытащил свой носовой платок тоже. После служения он пошел домой к себе в деревню. Спустя некоторое время одна пара из его деревни пришла к нему, говоря, что их 9 летняя дочь умерла. Он пошел вместе с ними туда, где тело было вымыто и подготовлено к похоронам, и утешал присутствующих на похоронах. Потом он вспомнил про носовой платок, и возвратился домой, чтобы взять его. Когда он положил этот носовой платок на девочку, и сказал ей исцелиться от имени Иисуса, как он вспомнил учили в церкви, она возвратилась к жизни! Старейшины деревни собрались и решили, что даже при том, что вся деревня была Мусульманской сотни лет, они теперь обратятся в Христианство.

3. Верьте в Божье слово . Чем больше люди дают разных советов относительно исцеления, тем больше будет в нашей голове путаницы относительно истины об исцелении. Сделайте слово Божье стандартом для вашей жизни и сфокусируйте свою веру только на том, что сказано в Слове. Очень часто люди у кого нет исцелений, начинают учить других, почему исцеления не происходят сегодня. Вместо этого нужно пойти к людям у кого есть исцеления, и спросить, почему исцеления происходят сегодня.

Пример . Когда-то Джона Доуи спросили: «Ваше мнение о слове Божьем». Мне все равно, что вы думаете о покаянии. Я говорю, «Бог повелевает всем людям всюду, покаяться ». Мне все равно, что вы думаете о докторах. Слово Божье говорит, «Я - Бог целитель твой ». Мне все равно, что вы думаете о том, изменился ли Бог или нет. Библия говорит, «Я - Бог, и Я не изменяюсь». Один из даров - дар исцеления, и ваше мнение не берется в расчет.

4. Применяйте Его имя . Многие христиане привыкают к страданиям и расценивают их как неотъемлемую часть своей жизни. Но не все страдания приходят от Бога. Страдания, которые пришли от Бога будут кратковременны, но с демоническими страданиями нам не нужно смиряться, но нужно противостоять им и разрушать их.

1Пет.5:10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем , да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.

Если вы заболели, используйте имя Иисуса раньше, чем вы пойдете в аптеку или к врачу. Против всякого рода зла используйте авторитет и власть имени Иисуса и не спешите соглашаться с симптомами болезни и диагнозами врачей.

Пример . Секретарь одного евангелиста заболела, и тот приехал навестить ее. У двери его встретила жена одного из служителей. Она сказала: «Вы опоздали. Она умерла». Когда он зашел в дом, то увидел священника, выходившего из ее комнаты. Он сказал: «Она давно уже не дышит». Евангелист подошел к кровати, на которой лежала молодая женщина, и, глядя на нее, вспомнил, как всемогущий Бог три года тому назад чудесным образом спас ее от смерти, восстановив все ее женские органы, удаленные во время операции. Он вспомнил, как она вышла замуж, забеременела и родила ребенка. От этих мыслей его сердце возгорелось! Он поднял женщину с подушки и воззвал к Господу. Он просил Господа послать молнии с небес, чтобы они испепелили власть смерти и освободили ее. Он приказал ее духу вернуться в тело. И он вернулся через 23 минуты после того, как она перестала дышать!

5. Приказывайте с властью . Когда во время служения мы изгоняем демонов, мы не возлагаем рук на человека и не молимся Богу о том, чтобы Он изгнал бесов. Вместо этого МЫ ПОВЕЛЕВАЕМ им именем Иисуса оставить человека. Если Иисусу приходилось ПОВЕЛЕВАТЬ бесам уйти, нам тем более нужно делать это.

Лук.4:36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Речь не в громкости слов и не в криках, а во власти, заложенной в наших словах. В одном случае ты произносишь только еврейское имя, которых много на земле, в другом случае, ты говоришь от имени самого Господа Иисуса. Духовный мир чувствует, с властью мы молимся или нет. Соответственно и результат.

Пример . Смит Виглсворт пришел в дом, где была мертвая женщина. Он сказал: выйдете из комнаты. Они вышли. Он подошел к этой женщине, которая лежала в одежде мертвого человека. Он взял ее, поднял, приставил к стене и закричал всем голосом: Вернись!!! Женщина стала трястись. Она сказала: Где это я? Ты здесь. На мне эта одежда ужасная. Ты была мертва, я тебя воскресил. Приготовь мне кофе, я пить хочу. Дети и муж были счастливы, мама дома. Она сварила кофе и сказала: Я была мертва. Я была счастлива, я была с Иисусом. Я ходила по улицам, там было так красиво. Иисус ходил со мной, он показал мне все прекрасные вещи на небесах. И внезапно мы слышали по всем небесам: Вернись!!! Иисус сказал: Извини, но тебе нужно вернуться. Это Смит зовет.

Не слушайте мнения людей и не смотрите на обстоятельства, но опирайтесь на авторитет слова Божьего и действуйте со смелостью, дерзновением и властью.

6. Не останавливайтесь . Если что-то у тебя не получилось, ты не проиграл. Если кто-то не исцелился, это еще не конец войны. Возможно, ты просто промахнулся. Продолжай стрелять, пока не попадешь в цель. Бес посмеялся над тобой и не ушел, но это не конец. Заставь его замолчать и дай ему хорошей «трепки». Если у вас, что-то и не получилось, это не означает, что власть имени Иисуса уменьшилась. Его власть не зависит от твоих побед или поражений. Ты не можешь брать на себя ответственность за тех, кто не исцелился и не освободился. Перестань заботиться о своем авторитете, когда дело касается не твоей силы и не твоей власти, а Его имени.

7. Не произносите имя Господа напрасно . Враг постоянно обесценивает имя Господа в этом мире и люди произносят его, где попало: в быту, на работе, во время ругательств и т.п. Интересно, что люди не используют имена Будды, Кришны или Мухаммеда, но именно Бога, Господа и Иисуса. Это стратегия дьявола обесчестить святое имя, потому что оно имеет власть и силу. В имени Господа заключена огромная сила, к которой следует относиться с благоговением. Небеса приходят в движение, когда призывается имя Господа Иисуса.

Пример . Однажды один пастор вместе со своим маленьким сыном проезжал перекресток двух дорог. Не зная о том, что дверца с той стороны, где сидел малыш, плохо закрыта, он сделал резкий поворот. Так случилось, что ребенок не был пристегнут ремнем безопасности. Дверь открылась, мальчик выкатился на середину перекрестка. И последнее, что увидел мой друг, были колеса машины, которые на огромной скорости мчались по направлению к его сыну. Он успел лишь крикнуть «ИИСУС!» Остановив машину, он подбежал к ребенку, и тот чудесным образом оказался совершенно невредимым. Но мужчина, который остановил автомобиль в полуметре от малыша, находился в явной истерике. Мой друг подошел к нему и попытался успокоить водителя. - Не расстраивайтесь! - сказал он ему. - С моим сыном все в порядке. Не следует беспокоиться, благодарите Бога за то, что вам удалось остановиться! - Вы ничего не понимаете! - ответил водитель. - Я и не прикасался к тормозам!

Присмотритесь к своей жизни и к тому, что вы говорите. Попросите Святого Духа указать Вам моменты, когда вы произносите имя Господа напрасно. Есть границы, которые указал сам Господь относительно применения Его имени.

  • Изгонять бесов Его именем (Мар.16:17-18)
  • Исцелять во имя Его (Деян.14:10)
  • Просить во имя Его (Иоан.14:13)
  • Веровать в имя Его (Иоан.1:12)
  • Возвещать имя Его перед народами (Деян.9:15)
  • Крестить во имя Его (Матф.28:19)
  • Благодарить во имя Его (Еф.5:20)
  • Прославлять имя Его (2Фесс.1:12)
  • В собрании все делать во имя Его (Кол.3:17)

Господь говорит в Исайи (52:4-6), что язычники бесславят Его имя каждый день. Но мы, Его народ, знаем это имя и понимаем, что оно означает. Не произносите имени Иисуса напрасно, чтобы оно затем не обесценилось в ваших устах.

Заключение

Тысяча солдат в современном вооружении и защите не смогут победить даже одного самого маленького демона. Но один уверовавший христианин может изгнать тысячу демонов, просто применяя имя Господа Иисуса.

Лук.10:19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью , и ничто не повредит вам.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог . Конфуций

Когда складывается ощущение, что весь мир вокруг рушится, когда кажется, что хуже ситуации быть не может, более опытные люди советуют не сдаваться, сохранять присутствие духа, контролировать свои эмоции и не бросаться словами. Так что же такое - «сила духа»? Умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях? Или это синоним воли, которую может проявить человек? А может это то же самое, что и твёрдость характера, которую немало ценят в современном мире. Как бы там ни было, но эта тема была популярна всегда и не теряет своей актуальности и сегодня. Хотя, наверное, именно в наше время человеку так нужно держаться смело и уверенно, не смотря на всевозможные финансовые кризисы, неприятные происшествия, негативный человеческий фактор… Тем более, что вся эта обстановка, ко всему прочему, нагнетается средствами массовой информации. Раньше место СМИ занимало устное творчество. Поэтому ценные данные можно найти во многих крылатых выражениях и поговорках, в которых неоднократно упоминается сие загадочное явление. Во все времена и века по достоинству ценилось это человеческое качество. Так что же включает в себя понятие «сила духа»? Французский писатель Люк де Клапье Вовенарг писал: «Ум - око души, но не сила ее; сила души - в сердце.». И Николай Бердяев не обошёл стороной вопрос. В «Дух и сила» мыслитель призывал применять слово «сила» не только к физическим, но и к духовным возможностям человека.

Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением. В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок. Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа. Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает . Гораций

По поводу отдельных составляющих словосочетания вопросов ни у кого не возникает. Что такое сила знает каждый, её мы применяем ежедневно для самых прозаичных бытовых надобностей. Да и «душа» не дефицитное слово современного лексикона. Сложнее совместить физическое понятие с нематериальным. Возможно, не так уж неправы представители различных конфессий, утверждающие, что для достижения желаемого, в первую очередь, нужно верить, то есть именно душевной силой влиять на свою уверенность в будущем. Мыслители и философы, учёные и психологи на протяжении тысячелетий убеждали своих современников не терять головы, держать под контролем эмоции, в противном случае можно упустить большие возможности, потерять отличный шанс, а то и просто навредить самому себе. Хладнокровие, спокойствие, невозмутимость, умение заставить не только окружающих поверить в ваши таланты, но и самому увидеть в себе мощную силу, способную привести к успеху - вот список характеристик «силы духа». Говорят, что даже безнадёжно больные люди выбираются из своих хворей благодаря убеждению в собственной правоте и несогласию с происходящим, внутреннему стрежню, который позволяет не терять присутствия духа, порой это называют «сохранением собственного лица», «нежеланием смириться с судьбой». Прав был Цицерон, когда сказал: «Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.». А ведь жил он ещё до нашей эры.

Господство над своими страстями - свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием . Бальтасар Грасиан

Это было уже много позже Цицерона. Грасиан жил в средние века, когда царствовали страсти в любовных делах, интриги в политике, а умение владеть собой весьма ценилось в мире, где ничего не стоило избавиться от ненадёжного человека. А посему испанец призывал к сдержанности не только в трудных ситуациях, но и в счастье, и в радости, дабы поражать окружающих твёрдостью своего характера. Но как часто бывает, мало кто прислушивается к голосу разума, когда эмоции и чувства охватывают всё человеческое естество. Посему современники Грасиана, проигнорировав не только его самого и его предшественников, точно так же не внемли призывам Канта, который уверенность в победе выводил из умения сдерживать эмоции наряду с благожелательностью к собеседникам. И даже прошедшие с тех пор века не сильно изменили людей. Они всё так же ценят силу духа, уважая за эти качества те единицы свои современников, которые могут похвастаться и твёрдостью характера, и силой воли, и умением держать себя в руках, и хладнокровием одновременно, что позволяет справляться с самыми непонятными и трудными ситуациями. На помощь приходят современные технологии, благодаря которым порой удаётся справиться со стрессом и решить сложную проблему. Но и в интернете невозможно найти ответ на все вопросы. Сегодня во всемирной паутине появляются сообщества, которые посвящены всё ещё волнующей умы человечества теме «сила духа», вот только к единому мнению участники конференций пока не пришли, каждый усматривает в этом понятии что-то своё, личное и непонятное никому другому. Но порой стоит обратиться к мудрым мыслям людей, живших очень давно, возможно, не так уж они были и неправы, когда говорили:

Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся . Леонардо да Винчи

Зима приносит стужу - приходится мерзнуть; лето возвращает тепло - приходится страдать от жары; неустойчивость погоды грозит здоровью - приходится хворать. Где-нибудь встретится нам зверь, где-нибудь - человек опасней любого зверя. Одно отнимет вода, другое - огонь. Изменить такой порядок вещей мы не в силах - зато в силах обрести величине духа, и стойко переносить все превратности случая.

Кто не умеет владеть собой, осужден скоро подпасть под власть других.

Жизнь - как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна

Как много людей упражняют тело и как мало - душу.

Что толку править конем и удерживать его бег уздою, покуда тебя самого несут необузданные страсти? Что толку побеждать в борьбе и в кулачном бою, когда тебя самого побеждает гнев?

Благо не сама жизнь, а жизнь достойная.

В действительной жизни злые не наказываются, добрые не вознаграждаются; успех дается сильным, неудача - удел слабых.

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

Молодые люди должны настойчиво трудиться и воспитывать в себе смелость. Этого можно достичь, если стремиться к смелости всей душой. Когда твой меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками. Если твои руки отрублены, ты прижмешь его к земле плечами. Если твои плечи тоже отрублены, ты зубами прогрызешь шею десяти или пятнадцати врагам. Вот что такое смелость.

Мы же порицаем(презираем) предающихся обжорству и похоти и презираем тех, кто из боязни боли ни на что не отваживаются и теряют мужество.

Услышав просьбу о помощи, он воскликнул, что Парменион, наверное, не в своем уме, если в расстройстве и волнении забыл, что победителям достанется все имущество врагов, а побежденным следует заботиться не об имуществе и рабах, а о том, чтобы, храбро сражаясь, со славой принять смерть.

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд

Александр стремился дерзостью одолеть судьбу, а силу - мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды, а для трусов - никакой опоры.

А когда его отец Филипп в области трибаллов был ранен копьем в бедро и, хотя опасность для жизни миновала, тяготился оставшейся хромотой. Александр сказал ему: "Не унывай, отец, и выступай бодро, получая на каждом шагу напоминание о твоей доблести".

Типу первобытного человека - они охотно продали бы свое будущее право первородства за настоящую чечевичную похлебку. Когда человек умеет противопоставлять ближайшему интересу будущий, ставить себе цель и с настойчивостью добиваться ее, то он уже осуществил большой прогресс. Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и склонность не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений, осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно оставаться в очень низком состоянии. Только по мере того как народы научаются владеть своими инстинктами, т.е. по мере того как они приобретают волю и, следовательно, власть над собой, они начинают понимать важность порядка, необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься до цивилизации. Если бы нужно было оценить одним мерилом социальный уровень народов в истории, то я охотно принял бы за масштаб степень способности владеть своими инстинктами.

Основные из них: настойчивость, энергия, способность владеть собой - способности, проистекающие из воли.

Влияние характера - самый могущественный фактор в жизни народов, между тем как влияние ума в действительности очень слабо. Римляне времен упадка имели более утонченный ум, чем ум их грубых предков, он они потеряли прежние качества своего характера: настойчивость, энергию, непобедимое упорство, способность жертвовать собой для идеала, ненарушимое уважение к законам, которые создали величие их предков. Только благодаря характеру 60000 англичан держат под своей властью 250 миллионов индусов, из которых многие по крайней мере равны им по уму, а некоторые неизмеримо превосходят их эстетическим вкусом и глубиной философских воззрений. Только благодаря характеру они стоят во главе гигантской колониальной империи, какую когда-либо знала история. На характере, но не на уме основываются общества, религии и империи. Характер дает народам возможность чувствовать и действовать. Они никогда не выигрывали много от того что желали слишком много рассуждать и слишком много мыслить.

Запас воли, каким может быть, исключая римлян, обладали очень немногие народы, неукротимая энергия, очень большая инициатива, абсолютное самообладание, чувство независимости, доведенное до крайней необщительности, могучая активность, очень живучие религиозные чувства, очень стойкая нравственность и очень ясное представление о долге.

Всегда бывало так, что когда высшие народы достигали апогея цивилизации, они должны были уступать варварам, значительно ниже их стоящим по уму, но обладающим известными качествами характера и воинственности, которые слишком утонченными цивилизациями всегда уничтожались. Итак, нужно прийти к тому печальному выводу, что те элементы цивилизации, которые с философской точки зрения очень низки, с общественной точки зрения являются самыми важными.

Народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера.

Наиболее цивилизованные народы - те, руководящие идеи которых сумели держаться на равном расстоянии от изменчивости и устойчивости. История устлана останками тех, которые не были в состоянии сохранить этого равновесия.

В бизнесе, политике, религии - успех всегда принадлежит верующим, но никогда скептикам.

Для всех прошедших цивилизаций механизм разложения был одинаков и притом до такой степени, что остается только спросить себя, как это делал один поэт, не состоит ли, в сущности, история, занимающая столько книг, всего из одной страницы. После того как какой-нибудь народ достиг той ступени цивилизации и могущества, когда он, уверенный в своей безопасности, начинает наслаждаться благодеяниями мира и благосостояния, доставляемыми ему богатством, то его военные доблести постепенно теряются, излишество цивилизации развивает в нем давние потребности, растет эгоизм. Гоняясь только за лихорадочным наслаждением быстро приобретенными благами, граждане предоставляют ведение общественных дел государству и скоро теряют все качества, некогда создавшие их величие. Тогда соседние варвары и полуварвары, имея очень малые потребности и очень интенсивный идеал, совершают нашествие на слишком цивилизованный народ, уничтожают его и на развалинах разрушенной цивилизации образуют новую. Таким-то образом, несмотря на страшную военную организацию римлян и персов, варвары уничтожили империю первых и арабы - империю вторых. Рим потерял тот основной элемент, которого никакое умственное развитие не может заменить: характер. "Нравы были испорчены, семья разлагалась, характеры были изнежены".

Толпа становится народом, и этот народ уже может выйти из состояния варварства. Однако он выйдет из него лишь тогда, когда после долгих усилий, постоянной борьбы и бесчисленных начинаний приобретет идеал. Достигнув известной степени могущества и сложности, цивилизация перестает расти и осуждается на упадок. Скоро должен пробить для нее час старости. Наступление его неизбежно отмечается ослаблением идеала, поддерживающего душу расы. По мере того, как бледнеет идеал, начинают колебаться здания политических, социальных и религиозных учреждений, опирающиеся на этот идеал. По мере прогрессивного исчезания идеала раса все более и более теряет то, что составляло ее силу, единство и связность. Индивид, однако, может развиваться в смысле своей личности и ума, но в то же время коллективный эгоизм расы заменяется чрезмерным развитием индивидуального эгоизма, сопровождающимся ослаблением силы характера и уменьшением способности к действию. То, что составляло прежде народ, известную единицу, общую массу, превращается в простую агломерацию индивидов, без всякой связности, лишь временно и искусственно удерживаемых вместе традициями и учреждениями. С окончательной потерей идеала раса окончательно теряет свою душу, она превращается в горсть изолированных индивидов и становится тем, чем была в самом начале, - толпой. Тогда снова в ней появляются все характерные изменчивые черты, свойственные толпе, не имеющие ни стойкости, ни будущего. Цивилизация теряет свою прочность и оказывается во власти всех случайностей. Властвует чернь, и выступают варвары. Переходить от варварства к цивилизации, преследуя мечту, затем постепенно слабеть и умирать, как только мечта эта будет потеряна, - вот в чем заключается цикл жизни каждого народа.

Не презирай смерти, но будь расположен к ней, как к одному из явлений, желаемых природой. Ведь разложение есть явление того же порядка, что молодость, старость, рост, зрелость, прорезывание зубов, обрастание бородой, седина, оплодотворение, беременность, роды и другие действия природы, сопряженные с различными периодами жизни. Поэтому человек рассудительный должен относиться к смерти без упорства, отвращения или кичливости, но ждать все, как одного из действий природы.

Проживи свою жизнь достойно и расстанься с ней, так же легко, как падает с дерева созревшая слива, с благодарностью, вырастившему ее дереву.

..
Чугай гудел, отводя кандидатуры:
- Товарищи, мы не спорить собрались, мы тут не доказывать собрались, мы
собрались повелевать... А повелевает тот, у кого сила...
Маруся едва могла дождаться, - подбежав к столу, сообщила:
- В городе идет повальный грабеж... Вот послушайте товарищей... Их сюда
пускать не хотят... Им руки вывернули...
Тогда за дверью начался шум, возня, надрывающиеся голоса, и в комнату
ввалились Сашко и несколько рабочих с винтовками. Враз они заговорили...
- Это что ж такое! Тут у вас полицию поставили! Подите лучше
взгляните... Весь бульвар оцеплен, батькины хлопцы магазины разбивают...
Возами вывозят...
У Махно обтянулись губы, точно он собрался укусить... Вылез из-за стола
и пошел... Махновские хлопцы в коридоре и вестибюле расступились, видя,
что батько кажет желтые, как у старой собаки, зубы. Идти ему далеко не
пришлось, - на противоположной стороне проспекта у окон большого магазина
суетились какие-то тени. Едва он шагнул за дверь гостиницы, на тротуаре
появился Левка.
- В чем дело, из-за чего хай? - спросил Левка и пошатнулся. Махно
крикнул:
- Где ты был, мерзавец?
- Где я был... Шашку тупил... Тридцать шесть одной этой рукой...
Тридцать шесть...
- Ты мне порядок в городе подай! - завизжал Махно, сильно толкнул Левку
в грудь и побежал через бульвар к магазину. За ним - Левка и несколько
гвардейцев. Но там уже догадались, что надо утекать, тени около окон
исчезли, и только несколько человек, тяжело топая, вдалеке убегали с
узлами.
Гвардейцы вытащили все же из магазина одного зазевавшегося батькина
хлопца с большими усами. Он плаксиво затянул, что пришел сюда только
подивиться, як проклятые буржуи пили громадяньску кров... Махно весь
трясся, глядя на него. И когда со стороны гостиницы подбежали еще
любопытствующие, - выкинул руку в лицо ему.
- Это известный агент контрреволюции... Не будешь ты больше творить
черное дело!.. Рубай его, и только...
Усатый хлопец завопил: "Не надо!.." Левка вытянул шашку, крякнул и
наотмашь, с выдохом, ударил его по шее...
- Тридцать седьмой! - хвастливо сказал, отступая.
Махно стал бешено бить ногой дергающееся тело в растекающейся по
тротуару кровавой луже.
- Так будет поступлено со всяким... Вакханалия грабежей кончена,
кончена... - И он круто повернулся к шарахнувшейся от него публике. -
Можете идти спокойно по домам...
Маруся неожиданно заснула на стуле, привалившись к плечу Рощина,
растрепанная голова ее понемногу склонялась к нему на грудь. Был уже
седьмой час утра. Старый, хмурый лакей, сменивший по случаю установления
Советской власти свой фрак на домашнюю поношенную куртку с брандебурами,
принес чай и большие куски белого хлеба.

В эту ночь Чугай и председатель ревкома пробрались в артиллерийский парк, где на охране остались только свои люди, разбудили Мартыненко, и Чугай сказал ему так:

– Пришли по твою черную совесть, товарищ, хуже, как ты поступаешь, – некуда… Либо ты определенно качайся к Петлюре, но живым мы тебя не отпустим, либо – впрягай орудия…

– А что ж, можно, – утречком приведу к вам пушки…

– Не утречком, давай сейчас… Эх, проспишь ты царствие небесное, Мартыненко…

– Да я что ж, сейчас – так сейчас…

На следующий день все окна в Екатеринославе задребезжали от пушечной стрельбы. На проспекте полетели в воздух булыжники, ветви тополей, куски бульварных киосков. Увлекаемые этой суровой музыкой, рабочие отряды, крестьянский полк и махновская пехота кинулись на петлюровцев и оттеснили их до полугоры. Тогда представители различных партийных и беспартийных организаций, а также Паприкаки-младший, неся на тросточках белые флаги, с великими опасностями добрались до ревкома и предложили посредничество для скорейшего достижения перемирия и прекращения гражданской войны.

Мирон Иванович, сидя – сутулый, в пальтишке с оторванными пуговицами и в засаленной кепке – у стола в вестибюле «Астории» и без малейшего выделения слюнных желез жуя черствый хлеб, сказал делегатам:

– Нам самим не интересно разрушать город. Предлагаем ультиматум: к трем часам пополудни все петлюровские части складывают оружие, контрреволюционные дружинники прекращают стрельбу с чердаков. В противном случае в три часа одну минуту наша артиллерия открывает огонь по городу в шахматном порядке.

Председатель говорил медленно, жевал еще медленнее, лицо его было темное от копоти. Делегаты упали духом. Долго шепотом совещались и захотели спорить. Но в это время на мраморной лестнице в вестибюль с шумом спустились пестро и разнообразно одетые люди: впереди шли двое, держа в руках – в обнимку – пулеметы Льюиса, за ними – дюжина нахальных парней, обвешанных оружием, и в середине – длинноволосый человечек с окаянными глазами…

Делегаты выхватили из рук председателя ультиматум и поспешили на бульвар, на свежий воздух, под летящие пули.

Петлюровское командование отклонило ультиматум. В три часа одну минуту батько Махно бесновался и стучал револьвером по столу, за которым заседал Реввоенсовет, требуя раскатать город без пощады в шахматном порядке. Членам Реввоенсовета, местным рабочим, родившимся здесь, жалко было города. Все же слабости обнаруживать было нельзя, решили попугать буржуев. С запозданием, четырнадцать пушек Мартыненко рявкнули. Кое-где из стен больших домов, поднимавшихся уступами, брызнули осколки кирпича и штукатурки. Представители комитетов забегали, как мыши, от петлюровцев в Реввоенсовет. Атаки рабочих отрядов не прекращались. Петлюровцы стали отступать в конец бульвара, на самую гору.

В ночь на четвертые сутки восстания ревком объявил в городе советскую власть.


Всю ночь ревком формировал правительство. Как тогда в вагоне и предполагал Мирон Иванович, – анархисты и левые эсеры заключили блок с батькой Махно, на его плечах ворвались на заседание и бешено дрались теперь за каждое место. Эсеры подобрались почему-то все небольшого роста, но крепенькие, выспавшиеся, и переспорить их было очень трудно.

Каждый из них, вскакивая, со свежей улыбкой первым делом обращался к батьке: он-то, Махно, – истинный представитель народной стихии, он-то – сказочный вождь и великий стратег, всеочищающий огонь и железная метла… А что за красота его хлопцы, беззаветные удальцы!

Батько, сжав бледные губы, слушал и только кивал испитым лицом. А неукротимый эсер поднимал голос так, чтобы слышали его за раскрывающимися дверями в коридоре, где толпились махновцы и разная публика, черт ее знает как просочившаяся в гостиницу.

– Товарищи большевики, о чем нам спорить? Вы за Советы, и мы за Советы… Расхождение наше чисто тактическое. Мы получаем в наследство буржуазный аппарат городского хозяйства. Вы хотите сделать его советским в один день. А мы знаем, что с коммунистами городской аппарат работать не станет. Саботаж обеспечен. Гарантированы голод и разруха. А с нами работать они хотят, – есть постановление городской думы. Вот почему мы деремся за кандидатуру комиссара продовольствия товарища Волина. Предлагаю закрыть прения и голосовать…

Анархисты, державшиеся загадочно и даже презрительно, выкинули неожиданно такое, что даже батько завертел цыплячьей шеей.

Их представитель, студент, в красной, как мак, феске, выставил кандидатуру в комиссары финансов Паприкаки-младшего…

– Мы его будем отстаивать всеми имеющимися у нас средствами… Паприкаки-младший – наш единомышленник, анархист кабинетного типа, знаток финансов, и в наших руках будет послушным и полезным орудием восставшего свободного народа… Предлагаю прений не открывать и голосовать простым поднятием рук…

Маруся с Вадимом Петровичем сидели тут же у стены, на одном стуле. Маруся возмущалась, негодующе сжимала руки, вскакивала, чтобы крикнуть надломанно и высоко: «Это позор!» – или: «А где вы были, когда мы дрались!» – и опять садилась с пылающими щеками. У нее был только совещательный голос.

За эти дни она похудела и обветрела. В расстегнутой бараньей куртке ей было жарко, волосы у нее распустились. В паузах между речами она торопливо рассказывала Рощину про свои похождения… Сначала работала в комиссии по снабжению отрядов хлебом и кипятком… Была переброшена в санитарный отряд и, наконец, назначена связистом… Носилась по всему городу… Ее обстреливали «сто раз». Она показывала Рощину подол юбки с дырками…

– Не будь я проворная, мне бы каюк. Кричат: «Маруська!» Я завертелась, а тут бомба на этом месте, где я минуточку была, как тарарахнет, а я – за тополь… Ну, так напугалась, до сих пор коленки трясутся.

Жизнерадостности у Маруси хватило бы еще на десяток восстаний. Во время ее болтовни в дверях появилось исцарапанное лицо Сашко. Он едва продрался сюда и поманил Марусю пальцем. Она подбежала, и он что-то ей зашептал. Маруся всплеснула руками… Чугай гудел, отводя кандидатуры:

– Товарищи, мы не спорить собрались, мы тут не доказывать собрались, мы собрались повелевать… А повелевает тот, у кого сила…

Маруся едва могла дождаться, – подбежав к столу, сообщила:

– В городе идет повальный грабеж… Вот послушайте товарищей… Их сюда пускать не хотят… Им руки вывернули…

Тогда за дверью начался шум, возня, надрывающиеся голоса, и в комнату ввалились Сашко и несколько рабочих с винтовками. Враз они заговорили:

– Это что ж такое! Тут у вас полицию поставили! Подите лучше взгляните… Весь бульвар оцеплен, батькины хлопцы магазины разбивают… Возами вывозят…

У Махно обтянулись губы, точно он собрался укусить… Вылез из-за стола и пошел… Махновские хлопцы в коридоре и вестибюле расступились, видя, что батько кажет желтые, как у старой собаки, зубы. Идти ему далеко не пришлось, – на противоположной стороне проспекта у окон большого магазина суетились какие-то тени. Едва он шагнул за дверь гостиницы, на тротуаре появился Левка.

– В чем дело, из-за чего хай? – спросил Левка и пошатнулся. Махно крикнул:

– Где ты был, мерзавец?

– Где я был… Шашку тупил… Тридцать шесть одной этой рукой… Тридцать шесть…

– Ты мне порядок в городе подай! – завизжал Махно, сильно толкнул Левку в грудь и побежал через бульвар к магазину. За ним – Левка и несколько гвардейцев. Но там уже догадались, что надо утекать, тени около окон исчезли, и только несколько человек, тяжело топая, вдалеке убегали с узлами.

Гвардейцы вытащили все же из магазина одного зазевавшегося батькина хлопца с большими усами. Он плаксиво затянул, что пришел сюда только подивиться, як проклятые буржуи пили громадяньску кровь… Махно весь трясся, глядя на него. И, когда со стороны гостиницы подбежали еще любопытствующие, – выкинул руку в лицо ему:

– Это известный агент контрреволюции… Не будешь ты больше творить черное дело!.. Рубай его и только…

Усатый хлопец завопил: «Не надо!..» Левка вытянул шашку, крякнул и наотмашь, с выдохом, ударил его по шее…

– Тридцать седьмой! – хвастливо сказал, отступая.

Махно стал бешено бить ногой дергающееся тело в растекающейся по тротуару кровавой луже.

– Так будет поступлено со всяким… Вакханалия грабежей кончена, кончена… – И он круто повернулся к шарахнувшейся от него публике. – Можете идти спокойно по домам….


Маруся неожиданно заснула на стуле, привалившись к плечу Рощина, растрепанная голова ее понемногу склонялась к нему на грудь. Был уже седьмой час утра. Старый, хмурый лакей, сменивший по случаю установления советской власти свой фрак на домашнюю поношенную куртку с брандебурами, принес чай и большие куски белого хлеба. Правительство было уже сформировано, но оставалось еще много неотложных вопросов. Так, еще с вечера, был подан запрос железнодорожниками: кто будет им платить жалованье и в каком размере? Махно, поддерживаемый анархистами, предложил такую формулировку: пусть железнодорожники сами назначат цены на билеты, сами собирают деньги и сами же себе платят жалованье…

Но прения не успели развернуться. В комнате, прокуренной до сизого тумана, вдруг задребезжали стекла в окнах. Донесся глухой взрыв. Мартыненко, спавший на диване, замычал. Стекла опять задребезжали. Мартыненко проснулся: «А чтобы их черти взяли, чего балуют…» – и стал нахлобучивать папаху на обритый череп. Долетел третий тяжелый удар. Чугай и Мирон Иванович, опустив куски хлеба, тревожно переглянулись. В дверь ворвались Левка и кавалерист, мотающий, как медведь, головой без шапки.

– Пропали, – проговорил кавалерист и помахал рукой над ухом, – пропал весь эскадрон…

– Под Диевкой! – крикнул Левка, тряся щеками. – Все разговариваешь, батько!.. Полковник Самокиш подходит с шестью куренями… Бьет по вокзалу из тяжелых…

В качестве соотносительных слов в главной части обычно употребляются указательные местоимения различных лексико-морфологических разрядов и местоименные наречия: тот, такой; там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого и др.
Находясь в главной части, указательные слова формально завершают ее, занимают место необходимого по смыслу члена, но в то же время, не являясь полнознаменательными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. При этом уже само наличие указательного слова в главной части лишает его смысловой независимости, заставляет ждать продолжения - соответствующей придаточной части. Например: Но я делал то, что считал необходимым (Горький); Она столько рассказывала им [врачам] о своих недомоганиях, что ее немедленно клали в больницу и начинали делать различные исследования (Панова) и т. п.
Перечисленные указательные местоимения в сложноподчиненном предложении специализируются в роли соотносительных слов, грамматикализуются как особое средство связи главной и придаточной частей.
В роли соотносительных слов могут выступать и другие местоимения и местоименные наречия: указательные (этот), определительные (все, всё, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.), отрицательные (никто, ничто, нигде и др.), неопределенные (кто- то, что-то, где-то и др.), однако они при этом сохраняют и свойственные им значения (обобщения, неопределенности и др.). Например: Он писал всюду, где его заставала жажда писать (Паустовский); Каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган - это почти точное описание Севастополя... (Паустовский); Похоже на то, как будто я трушу, но это не трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни назвать, ни описать (Чехов).
Для всех соотносительных слов характерна роль предвестника и посредника придаточной части в главной, однако выполняют ее они по-разному в разных условиях.
В предложениях нерасчлененной структуры соотносительные слова выполняют следующие функции:
  1. выступают в роли усилительно-выделительных частиц при определяемых существительных. Например: Это был топі знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году (Герман). В этой роли обычно употребляется местоимение тот;
  2. служат для связи распространяемого слова с придаточной частью, указывая на форму управления, например: думать о том, что... гордиться тем, что...; виноват в том, что... и т. д.;
  3. в приместоименных сложноподчиненных предложениях, наполняясь содержанием придаточной части, выражают субстантивные, адъективные и адвербиальные значения (см. § 80). Например: Повелевает тот, у кого сила (А. Н. Толстой). Ср.: Повелевает сильный; Встреча была такая, какую устраивают официальным лицам. Ср.: Встреча была официальная; Он работает так, как требует инструкция. Ср.: Он работает правильно. В этих случаях роль указательных слов типологически конструктивная: без них просто нельзя построить таких предложений.
Во всех предложениях нерасчлененной структуры соотносительные слова с союзом не сливаются.
В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры соотносительные слова, как и придаточные, имеют значения внешних обстоятельств и относятся ко всей главной части или к одному из ее предикатов. Это создает условия для перемещения соотносительных слов в придаточную часть и слияния их с подчинительными союзами; при этом возникают союзы более тонких, дифференцированных значений. В одних случаях указательные слова окончательно слились с союзами, образовав неделимое единство (союзы так как, так что); в других - сохраняется возможность акцентирования указательного слова в главной части (союзы потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.). Ср. например: 1) Талант создан, чтобы давать людям радость, а совсем не... для того, чтобы этот талант разрастался, как ядовитый гриб (Паустовский) и Она положила на раскрытую книгу морской полыни, для того чтобы ветер не переворачивал страницы... (Паустовский); 2) Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам (Н. Островский) и После того как взошло солнце, снова задремал и проснулся часов около семи от полнозвучного орудийного выстрела (Шолохов).
В современном литературном языке все чаще употребляются в качестве соотносительных слов имена существительные, по своему лексическому значению сходные со значением придаточных, а также цельные сочетания таких существительных с указательными местоимениями. Так, в роли соотносительных слов употребляются такие существительные и словосочетания: при условии (что, если, когда), в то время (когда), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы) и др. Например: Степан сам грозил прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню (Шолохов).
Необходимость употребления в главном предложении соотносительных слов обусловливается не только их ролью в организации связи главной и придаточной частей в определенных моделях, но и целым рядом других, общих для всех сложноподчиненных предложений причин:
  1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточные соотносятся как однородные с другими членами главной части. Например: Обеспокоенный анонимным письмом и тем, что каждое утро какие-то мужики приходили в людскую и кухню... я работал вяло и неуспешно (Чехов).
  2. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с помощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части. Например: Я в мастерские иду не для того, чтобы мешать работать Цветаеву (Н. Островский); Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь (Горький).
При выражении с помощью вводных слов отношения к тому, о чем говорится в придаточной части. Например: Подобные факты происходят, должно быть, потому, что до сих пор учет не поставлен на должную высоту (Из газет).
  1. Общим условием употребления указательных слов, хотя и не столь обязательным, является включение придаточной части в оборот, имеющий уточнительное значение. Например: Ведь и Михаил Леонтьевич, тот, с которым мы теперь беседовали на лавочке, оказывается Зимний штурмовал... (Солоухин); На голой акации, там, где качалась тень от крыши, топорщились перышками,
теснились, хвастались друг перед другом воробьи (А. Н. Толстой).
Наоборот, условием, запрещающим употребление указательных слов, является присоединительное значение придаточной части или оттенки присоединительного значения, которые могут появляться в различных типах сложноподчиненного предложения. Указательное слово, входящее в состав главной части как посредник придаточной, прямо противоречит самой идее присоединения (добавочного сообщения, замечания по поводу). Так, нельзя употребить указательное слово в сложноподчиненных предложениях с придаточной присоединительной частью (типа: Отца долго не было, что нас всех очень беспокоило), а также в предложениях, где придаточная часть имеет присоединительный оттенок и присоединяется союзами так что, благо, ибо, лишь бы, только бы, как с частицей и, союзными словами где, куда, откуда с частицей и (см. § 84). Например: Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Лесков). Придаточная часть в таких случаях может быть только в постпозиции.