М к тихонравов основные воззрения физики. Тихонравов Михаил Клавдиевич. О чем надо знать

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года в городе Владимир в семье юриста и педагога. В 1918 году семья переехала в Переславль. Здесь Михаил начал работать курьером в суде, где его отец был народным судьей. В 1919 году молодой человек стал первым комсомольцем Переславля. Тихонравов организовал комсомольскую ячейку при бывшей женской гимназии. Также в 1919 году он вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и стал агитатором военкомата.

По сохранившимся свидетельствам, Тихонравов хорошо справлялся с обязанностями агитатора. В 1920 году его перевели во Владимирский военкомат, а оттуда он был направлен на фронт. В том же году Тихонравов поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (в настоящее время Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В период учебы Тихонравов сконструировал ряд планеров, модели которых обладали достаточно высокими характеристиками. С 1925 года Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

В 1932 году Тихонравов стал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения. В секции планеризма при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР Тихонравов познакомился с С. П. Королёвым. В дальнейшем их знакомство переросло в тесное сотрудничество, в частности, в 1933 году по предложению Королёва Тихонравов возглавил работы по созданию первых советских баллистических ракет на гибридном топливе. В августе того же года были проведены первые испытания ракеты ГИРД-09 конструкции Тихонравова.

В 1934 году Тихонравов стал начальником отдела Реактивного научно-исследовательского института. И здесь под его руководством велась работа по созданию ракет, высота взлета которых постепенно увеличивалась.

В конце 1930-х годов Тихонравов и возглавляемый им коллектив занимались разработками, связанными с жидкостными ракетными двигателями и ракетами для изучения верхних слоев атмосферы, однако вскоре эти исследования были свернуты. А перед Тихонравовым и его коллегами была поставлена задача по разработке снарядов для «Катюши».

После Великой Отечественной войны Тихонравов приступил к работе по созданию искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. Однако в 1950 году Тихонравов был отстранен от занимаемой должности. Вернуться к исследовательской работе ему удалось лишь в 1953 году, а в 1954 году Тихонравов уже предложил последовательную программу освоения космического пространства от запуска первого спутника и вплоть до высадки на Луне.

В музее Переславля хранятся комсомольский билет и дневники Михаила Клавдиевича. Его записи о поездках по сельской местности по делам военкомата представляют немалый интерес и с исторической, и с краеведческой точек зрения. Среди прочих материалов имеются схемы расположения селений, где указаны километраж, время выхода из Переславля и время возвращения в город, а также описаны настроения, владевшие местным населением.

В 1956 году Тихонравов стал работать в ОКБ-1 в должности начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и других планет. В 1957 году Михаил Клавдиевич Тихонравов удостоился Ленинской премии СССР за успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту.

Кроме того, Тихонравов принимал деятельное участие в работе по запуску первого пилотируемого космического корабля. За это в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также вручены орден Ленина и медаль «Серп и Молот».

Позднее коллектив, возглавляемый Тихонравовым, принимал участие в разработке тяжелого межпланетного корабля, который предназначался для пилотируемого полета на Марс.

Параллельно с научно-исследовательской деятельностью выдающийся конструктор преподавал в стенах Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, профессором которого Тихонравов стал в 1962 году.

Помимо уже упоминавшихся наград, Тихонравов за свои достижения, способствовавшие развитию советской авиационной, ракетной и космической техники, был награжден орденами Красного знамени, Красной звезды и др.

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Тихонравов Михаил Клавдиевич - начальник отдела ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

С 1902 года семья жила в Санкт-Петербурге. Окончил 3-ю городскую классическую гимназию. В 1918 году, спасаясь от голода, семья переехала в город Переславль-Залесский Владимирской губернии. Работал курьером в городском народном суде, тогда же стал комсомольским активистом, одним из организатором и товарищем (заместителем) председателя первой в городе комсомольской ячейки.

С июня 1919 года - в Красной Армии, доброволец. Служил заведующим агитационно-просветительским отделом Переславского уездного военкомата, в 1920 году - агитатором в Владимирском губернском военном комиссариате. В 1920 году поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота в Москве. В 1923 году институт реорганизован в Академию Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, Тихонравов окончил академию в составе её самого первого выпуска в 1925 году. Служил в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье имени В.И. Ленина. С 1926 года работал в конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича.

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции, разработав около 10 моделей. Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и в Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле (Крым), они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности.

С 1930 года - руководитель моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского. В эти годы М.К. Тихонравов встретился с С.П. Королёвым , который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет. В 1932 года Тихонравов является одним из создателей Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД), вскоре становится начальником бригады в ГИРД. Один из ведущих создателей первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе ГИРД-09, успешно запущенной 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино.

С октября 1933 года служил в Реактивном научно-исследовательском институте Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР - старший инженер, с 1934 - начальник отдела, с июня 1936 - старший научный сотрудник, с декабря 1936 - вновь начальник отдела, с декабря 1937 года - начальник группы. Там вёл конструкторскую работу в области создания жидкостных ракетных двигателей, ракет для изучения верхних слоёв атмосферы земли, с конца 1930-х годов сосредоточился над разработкой неуправляемых реактивных снарядов (ракеты будущих "катюш").

В годы Великой Отечественной войны вёл самую активную работу над дальнейшей разработкой реактивных снарядов и реактивных двигателей для ВВС. С октября 1943 года был начальником лаборатории НИИ-3 при Совете Народных Комиссаров СССР. С июня 1943 года работал в НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР - начальник лаборатории, С сентября 1944 года - начальник научно-исследовательского сектора в филиале института, с конца 1944 года - вновь начальник лаборатории.

С 1946 года - заместитель начальника научно-исследовательского института № 4 Академии артиллерийских наук СССР по реактивным снарядам. Наряду с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы, глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники, пришёл к выводу о возможности многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, "пакетная ракетная схема") и глубоко разрабатывал её. Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте и в Академии в 1948 и в 1950 годах не только не встретили понимания, но и были объявлены фантастическими идеями. Поддержали Тихонравова тогда только президент Академии артиллерийских наук А.А. Благонравов и С.П. Королёв . Сам же Тихонравов был обвинён в работе над бесполезными идеями и снят с должности заместителя начальника НИИ в 1950 году, его назначили с понижением научным консультантом института, а занимавшийся ракетами отдел - расформировали. В 1950 - 1953 годах в связи с уменьшением загруженностью работой в институте работал по совместительству заведующим кафедрой в Академии оборонной промышленности.

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимание на развитие реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Оказалось, что Тихонравов продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы. Он предоставил свои разработки, которые легли в основу дальнейших перспективных планов института. Тогда же сам Тихонравов был назначен академиком-секретарём Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства, утверждённую после ряда доработок в 1954 году. С 1955 года инженер-полковник Тихонравов - в запасе.

С февраля 1955 году по предложению С.П. Королёва направлен в его Опытно-конструкторскою бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Ему принадлежит честь создания первого искусственного спутника Земли, успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую эру в развитии человечества. При его непосредственном руководстве проектировался космический корабль "Восток-1", выведенный на космическую орбиту 12 апреля 1961 года с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Тихонравову Михаилу Клавдиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С июня 1961 года - начальник отдела - заместитель главного конструктора ОКБ-1 (в 1966 году переименовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ)). Коллектив под его руководством создавал советские пилотируемые корабли и автоматических межпланетные станции, принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения. С 1970 года - научный руководитель ЦКБЭМ.

Вёл активную преподавательскую работу: преподаватель и профессор кафедры в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе (1930-1931, 1960-1974), в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1944-1947), в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана (1947-1952).

Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1947). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Доктор технических наук (1958). Профессор (1962).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 4 марта 1974 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Инженер-полковник (30.04.1945). Награждён двумя орденами Ленина (1945, 17.06.1961), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), орденом Отечественной войны 2-й степени (18.11.1944), медалью "За Победу над Германией В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946), другими медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970).

Именем Героя назван 50-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России, улицы в городах Владимир и Юбилейный Московской области. Мемориальные доски установлены в городах Владимир и Юбилейный. Почётный гражданин города Переславль-Залесский (2011, посмертно).

Михаил Клавдиевич Тихонравов (16 (29) июля 1900 - 4 марта 1974) - советский инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 "Арап" (1923 г.), АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), "Жар-Птица" (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), "Гамаюн", "Скиф" (оба 1928 г.), "Комсомольская Правда" ("Жар-Птица-2", 1929 г.), "Скиф-2" (1931 г.; все - совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

Создание и деятельность Группы Тихонравова

В середине 1940-х годов (1945-1946 гг.) М. К. Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

Дальнейшие достижения М. К. Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.

В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же был переведён и М. К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей, вместе с группой сотрудников.

В её состав на то время входили Н. Г. Чернышов, П. И. Иванов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко и др..

В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И. М. Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.

Первоначально М. К. Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был.

В отделе П. И. Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты..

29 июля 1900 - 04 марта 1974

советский инженер, конструктор космической и ракетной техники

Биография

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире .

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 года - профессор).

После отстранения от должности в начале 1950 года, Тихонравов только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ. Уже в 1954 году Тихонравов предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.

Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Награды и титулы

  • Медаль «Серп и Молот».
  • Два Ордена Ленина.
  • Два ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2-й степени.
  • Медали.
  • Ленинская премия.
  • Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).

Память

В честь М.К. Тихонравова названы и носят его имя:

  • Улица Тихонравова в городе Юбилейный .
  • Улица Тихонравова в городе Владимир .
  • 50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М.К. Тихонравова в городе Юбилейный .

Сочинения

  • Ракетная техника. - М., 1935.
  • Полёт птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд. - М., 1949.

    - (1900 74) российский конструктор, заслуженный деятель науки и техники России (1970), Герой Социалистического Труда (196..1). Руководил разработкой первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем (1933). Участник создания первых советских … Большой Энциклопедический словарь

    Советский учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). В 1919 вступил добровольцем в Красную… … Большая советская энциклопедия

    - (1900 1974), конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой советской ракеты с ЖРД (1933). Участник создания первых советских ИСЗ, космических кораблей,… … Энциклопедический словарь

    - (16.07.1900 1974) ученый в области ракетно космической техники, Герой Социалистического Труда (1931), лауреат Ленинской премии (1957), член корр. Международной академии космонавтики (1968), профессор (1962). С 1932 г. возглавлял бригаду ГИРД. С… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Тихонравов Михаил Клавдиевич Дата рождения: 29 июля 1900 Дата смерти: 4 марта 1974 Гражданство: СССР … Википедия

    22 сентября 1918(19180922) 14 июня 1944 Место рождения д. Ширяйка, ныне Переславского района Ярославской области Место смерти Люблинское воеводство Принадлежность … Википедия

    Тихонравов распространённая русская фамилия: Тихонравов, Константин Никитич археолог, историк, редактор «Владимирских губернских ведомостей», секретарь Владимирского губернского статистического комитета Тихонравов, Михаил… … Википедия

    1. ТИХОНРАВОВ Михаил Клавдиевич (1900 74), конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой отечественной ракеты с ЖРД (1933). Участник создания первых отечественных … Русская история